Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Публикации

 

 

 

 

 

 

 

 





Публикации

Память мучеников Антония, Иоана и Евстафия Виленских

27.04.2010

Ныне поминаемые святые мученики, исповедники Православия в Литве, пострадали при великом князе Литовском Ольгерде. Он был женат на княжне Витебской Марии, крещен и, пока была жива супруга, дозволял проповедь христианства и даже сам построил церковь.

Но после ее смерти Ольгерд в угоду жрецам вновь вернулся к язычеству и стал гнать христиан.

Священник Нестор, духовник княжны Марии, тайно обратил в христианство несколько литовцев. Среди них были два родных брата, Кумец и Нежило, любимцы Ольгерда, в крещении – Иоанн и Антоний. Братья скрывали свою веру, но строго соблюдали посты и избегали посещать храм Перкуна, что и вызвало подозрение жрецов. Князь допросил братьев, и они исповедали себя христианами.

Целый год томились Иоанн и Антоний в темнице, сохраняя твердость в вере, но на другой год Иоанн дрогнул и объявил, что отрекается от Христа. Обрадованный Ольгерд освободил обоих и вновь приблизил к себе. Антоний продолжал вести христианский образ жизни, укоряя брата, за что вновь был заключен в темницу. Раскаяние вошло в душу Иоанна. Пример брата усовестил его, и он исповедал себя христианином. Ольгерд приказал бросить в темницу и его. С радостью встретились братья; оба благодарили Бога, Который вернул отступника на путь спасения.

В тюрьме Иоанн и Антоний еще более укрепились в своей вере. Толпы народа приходили под окна темницы, чтобы увидеть и послушать исповедников. Их проповедь многих обратила ко Христу. Разгневанные жрецы потребовали от князя немедленной казни обоих братьев. Они были повешены на дубе.

Мученическая смерть Антония и Иоанна не только не устрашила, но, наоборот, многих привлекла к вере. Следующим страдальцем за Христа стал Круглец, дружинник Ольгерда. Терпение и проповедь святых братьев так поразили его, что он принял крещение с именем Евстафий. Когда об этом узнал князь, он приказал бить Евстафия железными палками. Затем мученика раздели и на морозе обливали ледяной водой. Ему переломали кости, содрали с головы кожу, отрезали нос и уши, но не сломили его духа. Евстафия повесили на том самом дубе, на котором приняли смерть Антоний и Иоанн.

Прошло немного времени, и кровь Литовских мучеников принесла благодатные плоды. Сам князь Ольгерд вернулся к христианской вере и в конце жизни принял иночество; все его двенадцать сыновей были православными. На холме, где пострадали Иоанн, Антоний и Евстафий, еще при жизни Ольгерда, была построена церковь во имя Пресвятой Троицы. Нетленные останки святых литовских мучеников в настоящее время хранятся в пещерном храме Свято-Духова монастыря.

Отречение от Христа – грех, который лишает отрекшегося, если он не покается, неба и вечного блаженства. В прежние времена от Христа отрекались по принуждению, из страха перед муками. В наше же время многие впадают в этот грех добровольно, не боясь даже того, что на Страшном Своем Суде Спаситель отречется от них.

К числу отрекающихся христиан, прежде всего, относятся те, которые утратили веру в Божественное достоинство и искупительные заслуги Христа, отвергают Его учение. В этом грехе повинны также и те, которые веруют в Христа как Богочеловека и Искупителя, но не признают Его святой Церкви. Они думают спастись непосредственно общением со Христом помимо установленной Им Церкви. Считая, что имеют такое общение со Спасителем, такие христиане не признают нужными для себя церковные Таинства, а значит они чужды благодати Христовой, сообщаемой в этих Таинствах. Не подчиняясь церковному священноначалию, они не подчиняются, таким образом, Самому Христу: “Слушающий вас Меня слушает” (Лк. 10, 16).

Близки к греху отречения от Христа и те христиане, которые таковыми являются лишь на словах. “Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются” (Тит. 1, 16). По виду - это глубоко верующие во Христа и Его святую Церковь христиане, и они обиделись бы, если кто назвал бы их нехристями. Но на деле они действительно нехристи, потому что не радеют об исполнении заповедей Христовых. Называют Христа Господом, а воле Его, выраженной в заповедях, не покоряются. Именуют себя Его рабами, но живут по своей воле, покоряясь страстям. Они делом отрекаются от Христа, Которого исповедуют словом. Привычка к нехристианской жизни убила в них христианский стыд и страх Божий, сделав дерзкими нарушителями заповедей Божиих.

Да не даст Господь никому умереть без покаяния в отречении от Христа, ведь отрекающиеся от Христа здесь подвергаются опасности быть отринутыми от Него на том свете.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами