Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Публикации

 

 

 

 

 

 

 

 





Публикации

Преподобный Ефрем Сирин

10.02.2010

Преподобный Ефрем происходил из небогатой семьи и родился в первых годах IV столетия в г. Низибии. Родители воспитали его в страхе Божием, но в юности Ефрем все больше и больше стал отходить от веры, считая все происходящее в жизни случайным.

Однажды его обвинили в краже овец и бросили в темницу, где оказалось еще двое таких же невиновных. Проведя неделю в заключении, преподобный услышал во сне, что страдает за свои прежние грехи. Этот урок не прошел бесследно. Все трое узников осознали греховность своей жизни и раскаялись. Преподобный Ефрем был оправдан. Пережитое вернуло в его сердце веру и открыло бдящее над ним Око Провидения Божия.

Юноша удалился в горы и стал учеником святого старца Иакова. Он упражнялся в подвигах благочестия, изучал Слово Божие и совсем изменил свой нрав. Вместо гневливого и колеблющегося сомнениями юноши он стал смиренным и сокрушенным пустынником, день и ночь оплакивающим свои грехи и совершенно преданным путям Божиим.

Преподобному Ефрему был ниспослан учительский дар, и он оставил нам множество наставлений. Потрудился он и в истолковании Священного Писания, в изложении догматов, прежде всего, касаясь тех сторон, против которых погрешили еретики. В таких трудах прошла вся его жизнь. В конце ее ему довелось встретиться со святителем Василием Великим, который предложил подвижнику кафедру и сан епископа. Но преподобный, сочтя себя недостойным, отказался. Преставился он на руках своих учеников. При многочисленном стечении народа тело преподобного Ефрема было предано земле, но позднее нетленные мощи были перенесены в храм.

В житии преподобного Ефрема Сирина содержится очень важный урок, данный простой женщиной этому великому подвижнику и всем нам.

Однажды преподобный собрался идти в город Едессу и просил Бога, чтобы Он послал ему человека, с которым он бы мог душеспасительно побеседовать. При входе в город подвижник встретил женщину, по-видимому, определенного поведения. Он остановился и, смотря на нее, горестно подумал: “Видно Господь не внял моему молению: разве может эта женщина говорить о чем-либо душеспасительном?”. Женщина тоже остановилась и внимательно смотрела на монаха. “Скажи мне, что ты на меня смотришь?” - спросил преподобный. “Я смотрю на тебя, - ответила женщина, - потому, что от мужа взята; а ты должен смотреть не на меня, а в землю, потому что от нее взят”. Удивился преподобный такому мудрому ответу простой женщины и понял, что это было вразумление от Самого Бога. “Ты, человек, смертен, взят от земли и в нее же пойдешь. Ты - земля, и все твои земные преимущества - прах и пепел. Помни свое ничтожество”.

И, действительно, ничто так не отрезвляет душу и не предохраняет от опасных увлечений чувственностью и страстями как постоянное памятование о своем ничтожестве. Мы, обычно, бываем пристрастны к себе, преувеличенно и часто превратно представляем свои права и достоинства – от этого и не повинуемся закону Божию. Обольщаемся призрачным счастьем богатства, придаем незаслуженно высокое значение земным благам - потому и не печемся о высших благах Небесного Царства. Но что значит наша телесная красота, сила, богатство, которыми многие увлекаются вплоть до полного забвения Бога? Перед сокрушающей силой смерти не устоит никакое земное величие. Человек мало помнит о своем ничтожестве, от чего и зарождается в его душе гордость, мать всех пороков.

Земля, которую мы попираем ногами, с самого начала своего создания поглощает и обращает в прах все земное. Ничто вещественное не избежит тления. И нашу земную храмину - тело, о котором мы так много заботимся, – не избежит эта участь, и никакие человеческие усилия не могут отсрочить роковой минуты. Лишь одна только душа, существо бессмертное и богоподобное, не подлежит тлению. А как раз о ней менее всего и заботится человек, не чувствуя, как она, бедная, томится среди роскоши и чувственных удовольствий, не находя в них себе пищи. Существу духовному и удовлетворение нужно духовное. Жизнь души состоит в благодатном общении с Богом верой, любовью и упованием. Плоды этих трех добродетелей и составляют то нетленное богатство, которое возьмем мы с собой в вечную жизнь. Но даже и добродетелями своими и хорошими делами не имеет права хвалиться человек, потому что все это дар Божий. Духовные дарования и добродетели - это наше истинное сокровище, но его “мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам” (2 Кор. 4, 7).

Будем же помнить свое ничтожество, чтобы этим смирять нашу гордость, отрезвлять мысль от суетного пристрастия к земным благам и со смирением прикладывать все усилия ко спасению. Кто был праотец Авраам? Отец верующих; человек, близкий к Богу, удостоенный неоднократных явлений Божиих. Но он не превозносился, а познавал лишь свое ничтожество: “Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел” (Быт. 18, 27). Нам ли, недостойным и грешным, гордиться какими-то своими внешними благами и совершенствами! Ведь “дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его” (Пс. 102, 15-16).



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами