Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Публикации

 

 

 

 

 

 

 

 





Публикации

Крещение Господа нашего Иисуса Христа

19.01.2010

Сегодня Православная Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа святым Иоанном Предтечей.

Прошли тридцать лет неизвестности Христа Спасителя, когда никто, кроме Девы Марии, праведного Иосифа Обручника и некоторых близких лиц, не был посвящен в Его тайну. Вдали от суеты Он “возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости” (Лк. 2, 40). В это же самое время подвизался в пустыне святой Иоанн Креститель. И вот Дух Святой призвал его идти и проповедовать пришествие в мир Сына Божия. Святой Иоанн стал собирать у реки Иордан народ и говорил ему: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 3, 2). И вот, однажды, когда он крестил народ, увидел, что идет к нему креститься Сам Господь. Святой Иоанн пытается удержать Его, говоря: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. Но Господь ответил: “Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду”. Предтеча совершил Крещение и, когда Спаситель выходил из воды, разверзлось небо и все услышали глас Божий: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3,17).

Этот Божий глас с неба был не только к святому Иоанну или тем, кто находился в тот момент на Иордане, а был словом ко всему человечеству. Им открывалась тайна Божества Христа Спасителя, возвещалось Его достоинство, и более сильного свидетельства нельзя было ожидать на земле.

Исполнилось то, что предсказывали пророки, что прообразовывали ветхозаветные события, что ожидалось не одно тысячелетие. Явился на земле Сам Бог. И как явился? На Иордане, где совершалось крещение покаяния. Ему не в чем было каяться, потому что Он не имел греха, не сделал никакой неправды. Но Он принимает крещение, уча нас не гордиться, не превозноситься своими добродетелями, но больше видеть свое недостоинство.

А мы, всегда ли так поступаем? Грехов своих не видим или не хотим видеть. Если же кто из ближних осмелится указать нам на них, то, вместо того, чтобы поблагодарить и исправиться, сердимся и, таким образом, к прежнему греху прибавляем еще новый. А если сделаем что-то доброе, то не прочь этим и похвастаться, а кто-то и потребовать почета, потому что он “не таков, как прочие люди” (Лк. 18,11). Этим он обнаруживает свою гордость, но гордец не может быть служителем Христовым. “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Иак. 4, 6).

Если Сам Господь наш Иисус Христос – воплощенная Чистота и Святость – начал Свое великое служение с такого смиренного поступка, то и нам, прежде всего нужно стяжать смирение и поступать со смирением. “О, люди! – как бы говорит нам сегодня Господь, - не превозноситесь один над другим, не заявляйте о своем превосходстве. Смотрите, Я, Сын Божий, не только не гнушаюсь общения с вами, но готов быть признан за подобного вам искателя очищения! Идите же за мной, научитесь от Меня, ибо кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” (Мф. 11, 29).

Богоявлением нынешний праздник называется потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех Трех Лиц Божества: Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына, подтверждая, таким образом, слово Отца, то есть свидетельствуя о Христе, что Он не пророк и не ангел, но Единородный Сын Божий.

По объяснению преподобного Иоанна Дамаскина, погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и устроил для нас купель святого крещения. По церковному преданию, Предтеча каждого крестившегося человека погружал в воду до шеи и держал так, пока тот исповедовал все свои грехи. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде и вышел их нее тотчас (Мф. 3,16). Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский пишет, что “как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, так и теперь Дух святый возвещает разрешение грехов в виде голубя: там - ветвь масличная, здесь - милость Бога нашего”.

С древних времен в церковном уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления назывался также днем просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение, и явился просветить “сидящих во тьме и сени смертной” (Мф. 4, 16), спасти падший род человеческий открывшейся во Христе Божественной благодатью (2 Тим. 1, 9-10). Поэтому в древней Церкви в навечерие Богоявления, как и в сам день праздника, был обычай крестить оглашенных. В это время в храмах и на водоемах совершается великое освящение воды. На Руси издревле было принято в праздник Богоявления совершать торжественные крестные ходы на реки и водные источники. Богоявленская или крещенская вода (агиасма) считается великой святыней, исцеляющей душу и тело. Ее принято сохранять в течение года, окропляя вещи, принимая в болезни.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами