Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Слово в Неделю сыропустную свящмуч. Серафима (Чичагова)

 

 

 

 

 

 

 

 





Через несколько часов, в разгар масленичного веселия, по всем городам и селам раздастся колокольный звон, призывающий верных чад Православной Церкви к началу Великого поста. Кто не знает, что этот святой пост установлен в память сорокадневного поста и молитвы Господа нашего Иисуса Христа пред Его крестными страданиями за человечество и что он необходим нам для нашего сердечного соучастия в приближающемся празднике Воскресения Христова. Унылый великопостным церковный звон невольно напомнит многим о несоответствии на строения их ума, сердца и духа с наступившим важным и спасительным временем покаяния, самообличения и вразумления, и некоторых он наведет на полезную мысль о возможности столь же неожиданного к ним приближения смерти, лишающей человека и покаяния, и исправления. Ощущение этой действительности и неизменяемости содрогает душу и порождает страх, полезный для вразумления грешника. Наконец, тот же заунывный звон возвестит другим людям, внимавшим голосу Матери-Церкви, в продолжение четырех недель подготовлявшей их к Великому посту, небесную радость о наступающем спасении множества людей, ввиду предстоящего покаяния их, и возбудит в них чувства умиления и благодарения ко Господу. Так таинственен, знаменателен, страшен и глубок этот великопостный колокольный звон, резко изменяющий свои звуки и сочетания в отличие от обыденного, торжественного и веселого трезвона, возбуждаемого радостию Воскресения Христова. При самом вступлении в святой пост Церковь напоминает нам о грехопадении праотца Адама. Несомненно, это делается не для того, чтобы мы возымели намерение искать себе оправдание в его грехопадении, принесшем потомству столько несчастия, зла, даже телесную смерть; не для того, чтобы, обладая столь поврежденной природой, мы предавались унынию, но единственно с целью убедить нас, что Адам, хотя был первым преступившим заповедь Божию, но он же был и первым покаявшимся и чрез это снискавшим себе и потомству благоволение Отца Небесного. Что из .пою при мера мы должны познать, как велика тяжесть греха, как пагубны последствия его, и обратиться к покаянию как единственному средству спасения. Этим напоминанием Святая Церковь со всею строгостью говорит каждому из нас: «И ты пал!», но одновременно повелевает голосом, полным любви: «Вставай же!» Однако, чтобы встать, недостаточно одного покаяния. За покаянием должна следовать борьба со страстями или грехом, чтобы избавиться навсегда от уловления и падения. Встать, чтобы снова пасть, это удел большинства людей, но нельзя на это смотреть как на явление нормальное и неизбежное, а главное, неопасное. Следовательно, духовная борьба каждому обязательна, и для нее необходимо прежде всего понимать, с кем, против чего и как надо бороться. Грехов у каждого такое множество: бывают они умственные, сердечные, душевные и плотские. Что же надо делать, чтобы сразу действовать против столь грешной природы человеческой?

С тех пор как согрешил первый человек, немногие люди приобрели способность определения: где же источник и средоточие этой греховности? Поэтому большинство путается в понятиях, теряется в борьбе; то направляет все свое внимание исключительно на ум, то на свои действия или поступки, то на плотские влечения, и так, не достигнув никаких результатов, ослабевает в этой невидимой борьбе и кончает не только повторением самых ужасных грехопадений, но даже избранием худшего пути, чем был первоначальный. Почему же это так? Известно, что для лечения телесной болезни необходимо познать причину болезни и следить за состоянием того органа, который составляет центр заболевания; так и в духовных болезнях наших прежде всего требуется ясное понимание, откуда исходят «помышления злая» и все страсти: из ума ли, из сердца ли, из духа ли или естества нашего, — чтобы затем уже следить за ними и вести духовную борьбу. Как в теле каждое местное заболевание отражается на всем организме, так и в духе главная страсть отражается на всех чувствах и помышлениях человека, и, чтобы уврачевать их, надо воздействовать на основную болезнь.

Например, люди, омраченные грехом, весьма часто теряют сознание и чувство вездеприсутствия Божия и думают, что, скрываясь от взоров человеческих, они избегают и взора Божия. Вор, прелюбодейник, пьяница, удовлетворяя свои страсти тайком, так и дума ют или вовсе не помышляют, что они согрешают на глазах всех небожителей. Не доказывает ли это духовную слепоту грешника? Также заблуждаются люди, преследуемые тайным помыслом, будто они могут сами по себе жить, работать, создавать, изобретать, делать добро, любить друг друга и совершенно самостоятельно, независимо. Откуда являются подобные заблуждения и помышления: из рассудка или нечистого сердца? Несомненно, из сердца человеческого, служащего средоточием всех страстей и направляющего ум по тому пути, который угоден ему и должен привести непременно к исполнению желания сердца, и для этого прикрыться ложным со знанием. Сердце есть центр жизни человеческой, и оно приводит в движение все чувства, помышления, намерения, желания, стремления. Если оно чисто, свято, искренно любит Бога, то и весь человек чист, свят, предан Богу, руководится страхом Божиим, пониманием правды Божией. И, наоборот, если сердце полно страстей, предано порокам, преисполнено грешных стремлений, то из него исходят помышления злая, прелюбодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы (Мф. 15, 19). Ведь вор решается на преступления не благодаря помышлениям, а вследствие своей страсти к легкой наживе, ввиду нежелания работать и привычки к разврату. Заставляет это делать страсть, а ум только помогает своим лживым представлением, что воровство совершится совершенно тайно. Также не ум создает воображаемую независимость и самостоятельность в человеке и ведет его к отпадению от Бога, а гордость сердца, не допускающая ни понижения, ни подчинения, а всегда требующая самостоятельности и равенства.

Итак, только сердце служит сосредоточием наших страстей и грешных навыков, а потому каждому необходимо уметь различать состояние сердца, уметь прислушиваться к чувствам и движениям его, распознавать страсти и находить объяснения своих мыслей в сердце. От привычки прислушиваться и присматриваться к движениям и желаниям сердца зависит успешность духовной борьбы, истинное покаяние и исправление в своих недостатках. Невозможно воздержаться ни от одного своего греха, пока не исчезнет

из сердца страсть, порождающая эти грехи. Сердце же, уличенное в своем греховном влечении, прежде всего будет этим стеснено в свободе действий, а потом, если человек искренно обратится к Господу со слезной молитвой, прося помощи для искоренения страсти, то оно потеряет свое прежнее влияние на разум, и поневоле все помышления, желания и стремления начнут видоизменяться. Однако случается, что сердце с должной ясностью и откровенностыо не проявляет свою нечистоту, греховность и порочность, дабы противодействовать произволению человеческому, и оно изобретает лукавейшие пути к прикрытию своих страстей лицемерием. Тогда необходимо прибегнуть к испытанным спасительным и обличительным средствам, а именно — посту, молитве, чтению Священного Писания и обличению сердца Словом Божиим. Окаменелость, нечувствие и расслабление леностию относятся к самым ужасным недугам сердца. Окаменелость есть по следствие долгой греховной жизни без покаяния, без борьбы и приводит грешника к тому, что он не видит и не чувствует своих грехов, не помышляет о смерти, не страшится Суда Божия. Расслабление сердца леностию ведет к исчезновению всех духовных и телесных сил: человек лишается веры, надежды, любви, делается унылым, бесчувственным, не нужным ни себе, ни другим. Присутствие в сердце злобы, недоброго чувства есть вернейший признак, что им овладел нечистый дух. Горе тем, которые признают это недоброе чувство своим, допустимым вообще или справедливым, ибо христианин должен иметь в сердце только любовь, а любовь не может мыслить зла!

Возлюбленные! Известно, что сердце человеческое вышло из рук Божиих чистым, кротким, любящим и таким же должно вернуться к Нему. Оно было там, где истинное сокровище его, но затем пристрастие к миру и к его благам уничтожило, извратило святую, истинную любовь к Богу и людям и заменило ее самолюбием, действующим даже и в добрых делах. Все произрастающее от этого корня — самолюбия — нечисто пред очами Божиими и недостойно Царствия Небесного! Следовательно, для спасения необходимо каждому блюсти свое сердце, уничтожая в нем все земное, греховное, наполняя его желаниями святыми, мыслями богоугодными, благами небесными и вечными, обращая его ко Спасителю, приобретая сладчайшую тишину духа, призывая в него Того, Кто должен быть единым Богом сердца христианского, и кроме Него — никто. Аминь.

(Священномученик Серафим (Чичагов). Да будет воля Твоя. - М.: Сретенский монастырь, 2003.)

© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами