Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Вопросы священнику

 

 

 

 

 

 

 

 





Версия для печати

16.11.2008 19:40:42 Алексей
Скажите пожалуйста, почему в пост стоит запрет именно на пищу животного происхождения? С чем это связанно?


Уважаемый Алексей!

Связано это с церковной дисциплиной, установленной еще святыми Апостолами (69 апостольское правило гласит: "Если кто, - епископ, пресвитер, диакон, иподиакон, чтец или певец, - не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен."), которая предписывает в Пост вкушать только те продукты, что были разрешены Богом для вкушения Адаму и Еве в Раю. Сам Великий Пост - это еще и воспоминание 40-дневного поста нашего Спасителя (Матф. 4:2). Поэтому предписывается еще и довольно строгое воздержание, причем воздержание не только от еды, а вообще от всякой роскоши, увеселений и ублажений. Масло для нас символизирует Божию милость и употребляется только в праздничные дни - Субботу и Воскресенье, а также двунадесятые праздники (напр. Благовещение).

Традиция соблюдениятелесного поста, как воздержания соблюдалась праведными евреями и в Ветхозаветные времена. Ее соблюдал и Моисей (Исход 24:18 и 34:28) и Праведный Царь Давид: "Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука." (Пс. 108:24), и многие другие праведники. Посмотрите как интересно сказано например в Исае 58: 2-7 или "В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней." (Дан. 10:2, 3)

«Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк.21:34), а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождает нас к земле и обсекает, так сказать, у души крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников!» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 504).

Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь высокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства.

Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течении всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении.

Поэтому, телесное воздержание должно быть по мере духовных и телесных сил. Поэтому не нам судить, почему некоторые из наших ближних не воздерживаются от употребления мяса, а некоторые от употребления и других продуктов. О дисциплине поста надо знать всем, а дальше каждый должен сделать свой выбор предварительно посоветовавшись со своим духовным отцом и получив от него благословение.

© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами