Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Вопросы священнику

 

 

 

 

 

 

 

 





Версия для печати

31.07.2008 21:34:22 Светлана, москва
Здравствуйте! можно ли читать молитвы на русском языке? Знаю Отче Наш, иемется молитва оптинских старцев. И они все на доступном мне языке. В интернете нашла много молитв, но понимаю из них пару предложений! Я хочу читать молитву и понимать(((. Где мне найти такие молитвы? Спасибо.


Уважаемая Светлана!

Руки и ноги за делом, а мысль с Богом — вот правильно устремлённый человек. Внутренне надо налаживать с утра — как глаза откроются. Хранить его весь день, вечером подогреть, и так заснуть.
Святитель Феофан Затворник.

В молитвах, которые Церковь предлагает своим чадам для постоянного употребления, заключена полнота православного богословия; их язык далек от нашего повседневного языка, и многим это кажется непреодолимым препятствием. Молитвы надо воспринимать всем существом, всей жизнью — и всем умом... у многих ли из нас он готов к этому?

Главное, конечно — это молитвенное устремление сердца к Богу, Который Сам может наставить нас на всякую истину (Ин. 16, 13). Прося в молитве Бога о насущных наших телесных и духовных нуждах, не должны ли мы просить и о главном сокровище христианина, о главном и наиболее благодатном духовном делании — о молитве, повторяя вслед за учениками Спасителя: Господи! научи нас молиться (Лк. 11, 1) ?

Все-таки нужно стараться молиться на славянском языке, если даже и не понятно. Читая Ваше письмо, думаю, что Вы еще только вступили на путь спасения. Очень за Вас рад. Но не старайтесь подстраивать его под себя, ибо мы не ведаем каков он. Если молясь, мы мало чего понимаем, то не стоит оставлять этого великого дела, ибо враг спасения нашего все понимает и трепещет, пытаясь навредить нам всячески, и посеить в ум мысли посторонние. Пытаясь добиться только чтобы мы оставили молитву и найдет для нас разные оправдания.

Не отчаивайтесь, приложите усердие и просите Господа, дабы Он открыл Вам ум и сердце для молитвы. Помните, что все сразу не бывает.

Трудно сказать, что современный русский язык мало приспособлен к молитве, потому что язык как таковой никогда не может быть преградой к молитве, но можно отметить, что глубина, величие, семантика языка оказывают огромное влияние на молитву. Возьмите например славянский язык и язык английский. Отличие в разнообразии,   широте, смысловой глубине налицо. Славянский может выразить человека полнее, описать все его состояние, ибо для этого  у него есть средства. Но это совсем не значит, что молитва на английском по сравнению с молитвой на русском перед Богом менее значима. Русский язык беднее славянского, о чем говорит содержание каждого богослужебного канона. Если сохранять смысл славянских слов в его полноте, то при переводе на русский пришлось бы делать слишком много описательных конструкций – тексты молитв станут во много раз длиннее. При всем этом славянский язык довольно-таки понятен, если со вниманием вслушиваться. Но пройдут годы, десятилетия, возможно столетия, и славянский язык уйдет из обихода, уступив место русском. Будут потери, которые скажутся на глубине выражения, точности совпадения формы и содержания. Если все это мы понимаем, то нам не стоит ускорять процесс. Но также не стоит зацикливаться на внешнем, на форме в ущерб смыслу. Нам кажется, что в настоящее время идеал – это понимание содержательности славянского языка, молитва на нем за богослужением и дома с элементами русского языка. Причем в молитве личной, так сказать «от себя» должно молиться на том языке, на котором думаешь. Молитва – это жизнь.

Главное и наиболее сильное средство для вхождения в мир молитвы — участие в богослужении и опыт совместной молитвы в храме. В Церкви явно действует Дух Святой, Дух Истины (Ин. 16, 13), вводя в наши разум и сердце слова молитв и давая ощутить всю их силу.

«Надо выстаивать церковные службы со вниманием и чувством,— пишет святитель Феофан Затворник.— Внимай, разумей и чувствуй, что поется и читается, и се — умная молитва». «Нет лучшего способа к раскрытию умносердечной молитвы, как бывать в церкви, на церковных службах,— пишет он в другом письме.— В службах церковных дух молитвенный. Кто простоит службу со вниманием ко всему читаемому и поемому, тот не может не согреться в молитвенном настроении если ныне так, завтра и послезавтра и так далее, то наконец загорится молитвенный огонек в сердце. Но когда это Бог даст, тогда ты будешь бежать в церковь как на пир царский и ничто тебя не удержит, только внимать старайся церковным пениям и чтениям, а без внимания ничего не будет».

Не менее важно слышание в храме и домашнее чтение Священного Писания. Слово Божие обладает огромной духоносной силой, оно способно проникнуть всего человека и изменить всё его существо, оно обладает великой силой научения. Кроме того, всё богослужение, все наши православные молитвословия родились из Священного Писания, без которого не могут быть поняты и усвоены. Богодухновенные отцы Церкви завещали нам правило ежедневного чтения Священного Писания, и всеми силами надо стараться этому правилу следовать. Лучше всего, если ежедневно удастся прочитывать по главе из Евангелия и из Апостола (Деяний св. апостолов и Посланий апостольских), но даже несколько стихов евангельских, даже один стих в день много дает душе. Чтение Евангелия и Апостола помогает нам входить в мир молитв, составленных людьми, которые Священным Писанием жили и дышали.

Помоги Вам Бог!

© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами