Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Вопросы священнику

 

 

 

 

 

 

 

 





Версия для печати

09.06.2008 8:02:20 Юлия, г. Челябинск
Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как церковнослужители относятся:
1)к прививкам, которые ставят нашим детям. Прочитала об этом в книге “Ноевые дни”, составленной монахом Иоасафом по благословению Преосвященнейшего Ипполита, Епископа Тульчинского и Брацлавского. В книге звучит призыв вирусолога отказываться от этих опытов на наших детях;
2)к иглоукалыванию и герудотерапии (лечение пиявками).
Заранее спасибо!


Уважаемая Юлия!

1. Как правило, прививка способствует сохранению здоровья. Поэтому Церковь, благословляя разумную заботу о телесном благополучии, всегда относилась к прививкам (как и к прочим достижениям медицины) положительно. Правда, выделяются группы людей, которым та или иная прививка противопоказана, но это редкость, и не всякий врач определит такого человека. Поэтому прививки делать стоит, не забыв, естественно, как и при всяком деле, возложить свое упование на Господа.

2. Общецерковного ясного суждения по этому вопросу нет. Как аналогию можно вспомнить то, что св. Феофан Затворник и св. Иоанн Кронштадтский лечились не менее загадочной “гомеопатией”. Ясно, что и в акупунктуре надо различать окружающую ее оккультную антропологию и чисто медицинскую технику. Мне представляется, что эту ситуацию можно проиллюстрировать притчей...

Представьте, что некое варварское племя захватывает современный поселок. Однажды варвары, потихоньку его обживающие, замечают, что есть странная причинно-следственная связь между нажатием на вот эту кнопочку и появлением света вот в той лампочке. Сами варвары ничего не знают об электричестве. Но чисто практическим путем, “методом тыка” они нащупали реальную взаимосвязь, но истолковали они ее, конечно, по-своему. Создали культ и приносили жертвоприношения перед таинственной лампочкой. Поколения жрецов передают из уст в уста сокровенное знание о том, что нажимать надо именно вот ту кнопку, призывая при этом вот такого духа... Вот и создатели иглотерапии нащупали реальные связи в нашем организме, но дали варварско-мифологическое объяснение этим связям.

А то, что такие связи могут быть, мне представляется, может быть объяснено из того, что все наше тело развивается из одной-единственной клеточки. Пусть медики скажут - когда начинается дифференциация эмбриона, так что появляются клетки, из которых потом развивается именно этот орган? На раннем же этапе нет взаимно-однозначного отношения между зародышевыми клетками и будущими органами. И из одной и той же клетки выйдет, скажем, моя печень и мой левый мизинец. Может, поэтому между ними сохраняется какая-то “симпатическая связь”?

“...как не должно вовсе бегать врачебного искусства,
так не сообразно полагать в нем всю свою надежду”
 
Святитель Василий Великий

В большинстве литературных источников, посвященных взглядам православной Церкви на современную медицину, весьма мало уделяется внимания гомеопатии. В ряде работ существование этой дисциплины полностью игнорируется.

Мнения авторов о гомеопатии, как правило, диаметрально противоположны: часть из них считают гомеопатию оккультной лженаукой, другие, основываясь на истории развития гомеопатии в России и свидетельствах современных этому святых отцов (главным образом, св. Феофана Затворника и о. Иоанна Кронштадского (на открытии гомеопатической аптеки в Санкт-Петербурге (где аптека находится и в настоящее время) о. Иоанн Кронштадский сказал: “Ваш метод самый разумный и верный. Сама Божественная премудрость не нашла более верного средства к врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. Прежде креста, смерти и Воскресения своего Христос установил на все века для действеннейшего врачевания грешного человечества величайшее таинство причащения пречистого Тела и Крови своей, соединенных с Божеством. Значит, в самом Богочеловеке имеем пример врачевания подобного подобным. Да будет же всегда Вашим всесильным помощником при ваших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач болящего человечества!”)) утверждают безоговорочное соответствие гомеопатии православной традиции. Попыткой внести некоторую ясность в вопрос приемлемости современной гомеопатии для православного христианина является эта небольшая статья. Необходимо также иметь в виду, что в настоящее время разрешено использование метода гомеопатии в практическом здравоохранении России (приказ № 335 Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 29.11.95).

Гомеопатический метод, как самостоятельный принцип лечения, был разработан и предложен С. Ганеманом в 1790 (открытие гомеопатического действия коры хинного дерева) году. Необходимо сразу обратить внимание на то, что открытие Ганеманом гомеопатических свойств хины произошло случайно (при работе над переводом труда по лекарствоведению Куллена), дальнейшие исследования в этой области проводились и проводятся опытным путем. Никаких элементов оккультизма и мистики в онтологии гомеопатии усмотреть не удается. Здесь следует сделать одну оговорку. Ряд современных гомеопатов, обобщая классические и свои (как правило, высокопрофессиональные) исследования, пытаются объяснить и систематизировать их исходя из нехристианских религиозных и философских концепций. Так Маурицио Паолелла, наряду с классическим разбором гомеопатических препаратов, в ряде случаев интегрирует гомеопатию с астрологией. Раджан Шанкаран в одной из своих книг, цитируя 3-го патриарха Дзен, приходит к следующим выводам «…здоровье – это безусловное ощущение благополучия: человек чувствует себя комфортно без каких-либо условий… Ему не нужно достигать чего-либо или быть пассивным, чтобы чувствовать себя комфортно с самим собой…» – очевидно, что для христианина подобное определение здоровья неприемлемо, однако оно хорошо согласуется с учением дзен-буддизма. Также представляется очевидным, что трактовка многих психических симптомов (религиозности, сновидений, способности к пророчествам, тоски и пр.) у гомеопатов различного вероисповедывания неоднозначна. Действительно, христианин, мусульманин, индуист и атеист совершенно по-разному могут оценить важность того или иного психического симптома. Зная об этом, вероятно, необходимо избегать механического согласия с концепциями всех авторов (я отнюдь не хочу сказать, что работы этих авторов целиком вредны и неприемлемы), а также дифференцированно подходить к оценке симптомов.

Ганеман, по всей видимости, не был человеком глубоко религиозным, хотя трудно говорить об этом что-либо с большой степенью уверенности. К несколько сомнительным с религиозной точки зрения действиям относится обыкновение отца-основателя гомеопатии при приготовлении гомеопатических препаратов (встряхивании) устанавливать руку на мягкую толстую книгу — в качестве подкладки Ганеман использовал Библию. Однако, такое, несколько непочтительное отношение к Священному Писанию не может являться достаточным основанием для обвинения его в оккультизме. Основатели официальной медицины, как и многие ее представители мира уже просвещенного светом Евангелия были носителями гораздо более сомнительной духовности.

“Similia similibus curantur” — “подобное лечится подобным”. Это принцип, а механизм действия гомеопатических препаратов не известен с какой-либо степенью достоверности до настоящего времени. Теорий существует, как полагается, немалое количество, однако ни одна из них не подкреплена достаточными доказательствами. Поэтому спорить о них можно сегодня до бесконечности. Следует отметить, что не имеет под собой достаточных оснований тенденция к разграничению механизма действия малых и высоких разведений. И в том, и в другом случае количество молекул действующего вещества достаточно мало, чтобы оказывать непосредственное влияние на макроорганизм. Тот факт, что при изготовлении гомеопатических препаратов имеет большое значение психоэмоциональное состояние человека, что имеются опыты неконтактного переноса свойств гомеопатического раствора на чистую воду, высокая эффективность разведений, исключающих какое-либо присутствие исходного вещества, позволяют считать достаточно обоснованным утверждение, что носителем гомеопатических свойств не является какое-либо молекулярное образование (хотя не исключается выполнение этой задачи корпускулярно-волновыми структурами). Есть теории, трактующие действующее начало гомеопатического средства как “информационно-силовое поле” или ”информационно-энергетический комплекс”.

С другой стороны, факт уничтожения свойств гомеопатического препарата под влиянием внешних физических полей (электромагнитного излучения), жесткая (обратная) связь свойств препаратов со свойствами исходных веществ говорят о сомнительности обусловленности лечебных свойств гомеопатических препаратов силами сверхчувственного мира. Не приходилось сталкиваться и с указаниями на недопустимость окропления упаковок препаратов святой водой, а также несовместимости гомеопатического лечения с любым аспектом жизни православного человека (Причастием, молитвой, исповедью, постом...).

Таким образом, ни изобретение метода гомеопатии, ни свойства гомеопатических препаратов не относятся к сфере духовной или нравственной, а являются практическим, эмпирическим человеческим знанием. Поэтому и к гомеопатии, очевидно, следует относиться, как и к любому другому человеческому искусству (а именно — разновидности врачебного), а не как к религии, оккультизму или духовной практике. Следует, однако, иметь в виду, что практически любой вид человеческой деятельности можно использовать во славу Божию, так и наоборот, придав этой деятельности элементы магизма, оккультизма, язычества, гуманизма, сатанизма.

Сами свойства природных элементов даны им Создателем, мы лишь опытным путем можем постигать их и использовать к нашей пользе, воздавая при этом благодарение Творцу всего. “Поэтому свойства, заключающиеся в корнях, в цветах, в листьях, в плодах и соках, и что в металлах и в море открыто годного к пользованию плоти, — все это подобно изобретению принимаемого в пищу и питие”. (св. Василий Великий)

Весьма затрудняет однозначный взгляд на гомеопатию и то, что это метод лечения, наряду с иглорефлексотерапией, мануальной терапией, является весьма “модным”. Недостаточная теоретическая разработка этого метода, слабость государственного контроля, доступность получения диплома гомеопата, и в нашей стране и за рубежом, создают предпосылки для притока в эту отрасль медицины людей экзальтированных, авантюристичных, стяжательных, а подчас и недобросовестных.

Среди специалистов-гомеопатов большинство представителей неправославных конфессий и нехристианских религий, немало и людей не верующих ни во что, кроме “могущества” человеческого разума. Однако “...на том основании, что некоторые не хорошо пользуются врачебным искусством, не должно нам избегать всякого им пользования” (св. Василий Великий).

Недостаток серьезных научных исследований в области гомеопатии — одна из причин того, что гомеопатия часто обвиняется в применении шарлатанских методов лечения. Не способствуют популяризации гомеопатии среди профессиональных врачей и такие тенденции у многих приверженцев этого метода лечения как абсолютизация гомеопатической системы лечения, критика и игнорирование любой аллопатической терапии, известная кастовость, желание хранить свои “секреты”.

Рассматривая гомеопатию в ряду прочих медицинских дисциплин, следует подчеркнуть, что это не универсальный метод лечения. Многие, в том числе из стоящих у истока гомеопатии, обращают самое пристальное внимание на этот аспект (так дерптский профессор Замен указывал на ограниченность возможностей гомеопатии, выступал против противопоставления гомеопатии другим лечебным принципам и приемам). Не следует, вероятно, комбинировать на одном этапе лечение традиционными способами и гомеопатическое. Лечащий врач должен выбрать наиболее оптимальный, с его точки зрения, метод ведения данного больного, и, исходя из динамики течения заболевания, либо использовать гомеопатический способ, либо, если гомеопатия малоэффективна или неприемлема для данного пациента — использовать остальные способы, имеющиеся в его арсенале. Преимуществами собственно гомеопатического метода лечения в сравнении с традиционными для современной медицины методами является меньшая вредоносность при условии правильного назначения, комплексность действия, быстродействие, простота применения, дешевизна препаратов; недостатками — затрата значительного времени на обследование пациента, возможность при неправильном подборе препарата нанести сугубый вред, необходимость для пациентов во время терапии соблюдать достаточно строгий режим (что, собственно не актуально для православных)

Для христианина, прибегающего к услугам врача, главным является собственное отношение к заболеванию. Важно понимать, что заболевания не беспричинны, что, как само заболевание, так и исцеление от него всецело находятся в руке Бога (“...вводя к себе врача, когда дозволяет сие разум, не отступаем от упования на Бога” (св. Василий Великий)). Как различны причины возникновения заболеваний: ибо бывают заболевания от худого образа жизни, различных вещественных болезнетворных начал, как наказание за грехи, для низложения высокомерия грехоначальника или как пример нетерпеливым людям (как было с праведным Иовом и Лазарем (“Особенно то показало чистоту блаженного Иова и прославило его, что во время испытания болезнью и бедностью он сохранил твердый, непоколебимый дух, что приятнее Богу, чем слова благодарности. Принесем же и мы эту духовную жертву” св. Иоанн Златоуст)), так различны должны быть и меры предпринимаемые к исцелению. Не имеет смысла недуг, имеющий укорененность в нашем нравственном состоянии, пользовать, скажем, гомеопатическими или хирургическими методами. Это может нанести вред.

Важным является и принцип “что изысканно, излишне и требует долгих трудов, и как бы всю жизнь нашу обращает в попечение о плоти, то должно быть запрещено христианам” (св. Василий Великий). Гомеопатические монопрепараты достаточно дешевы, особенно по сравнению с препаратами из обычных аптек. Правда, обычно дорого стоит прием у гомеопата (учитывая среднее время, затрачиваемое гомеопатом на прием одного пациента, стоимость учебной литературы и семинаров по специальности, это объяснимо), но прием прочих специалистов в частном секторе тоже недешев. Многие православные гомеопаты проводят и благотворительные приемы. В этом плане всегда останется актуальным не делать гомеопатию принципом любого лечения. Также нелепо и нравственно неоднозначно выглядит и принципиальный “здоровый образ жизни” в некоторых православных семьях.

Недопустимыми являются и изречения, даже в рекламных целях, типа “гомеопатия (здоровый образ жизни, закаливание и пр.) — залог (основа) вашего здоровья”. Нет ничего дурного в том, чтобы принимать гомеопатические препараты, закаливаться или вести здоровый образ жизни, но неверная расстановка акцентов превращает безвредное занятие в идол. Прежде всего, постоянно надлежит помнить о том, какова цель нашей жизни. Ведь цель состоит не в сохранении здоровья, не в физическом благополучии, а в спасении. Ежемгновенное внимание человека может и должно быть подчинено только одной первостепенной задаче — предстоянию пред Богом, непрестанной молитве.

В свете всего вышесказанного не имеет лишний раз доказывать важность личности лечащего врача. Конечно, идеальным выбором для православного человека является православный врач. Однако в современном мире найти человека, в котором бы сочетались православная вера, знание гомеопатии и опытность в практической “официальной” медицине, мягко говоря, нелегко. Прибегая к услугам неправославных специалистов нужно иметь в виду искушения, могущие произойти в ходе лечения, и быть готовым к ним. Не должно и оставлять молитв о ниспослании помощи Божией врачу (даже если он и не православный).

Православному врачу, решившему в своей практике использовать этот метод, приходится бороться с дополнительными соблазнами. Это и неоднозначность самого метода (в одних случаях — высокая и быстрая эффективность, в других — полное отсутствие действия или выход на первый план других симптомов); и возможность совершения врачебной ошибки (подчас весьма трудно корректируемых) из-за недостаточного опыта или информации о больном; и полярное отношение к этому методу среди пациентов и врачей; и соблазн отнесения себя к отдельной касте гомеопатов, давая завышенную оценку этого метода; и соблазн вести слабо обоснованные споры с противниками гомеопатии внутри Церкви; и соблазн общения с коллегами-гомеопатами, как правило, неправославными и не сочувствующими Церкви. Это далеко не полный перечень всего, с чем придется столкнуться православному гомеопату. Один из моих знакомых, профессиональный врач, пытался практиковать иглорефлексотерапию и гомеопатию. Делал это он с благословения священника (и не одного). Кончилось это тем, что через несколько лет он решительно отверг использование этих методов. Этот пример не является доводом против гомеопатии и иглорефлексотерапии. Но необходимо признать, что проблема использования этих и некоторых других методов в практике современного православного врача весьма актуальна. Далеко не все могут взвалить на свои плечи этот нелегкий труд.

Место и значение гомеопатии в наши дни значительно отличаются от такового даже полсотни лет назад, также как официальная медицина во времена Галена и Цельса — это не современная медицина. Есть сходства, но есть и различия. Если общие принципы могут определить наше отношение к рассматриваемой проблеме, то с частностями и исключениями нам приходится иметь дело повседневно и оперативно реагировать на них (часто именно в отношении нашем к мелочам и частностям бывает видно готовы ли мы “взять крест свой и следовать” за Христом. Или мы желаем пофилософствовать и поиграть в жизнь).

Еще об одном мне хотелось бы сказать. Включая гомеопатию в свою повседневную жизнь, нельзя относится к ней как к чему-то нам чуждому. Принимая это знание как дар Божий, мы, как ученики Христа, должны и тут служить во славу Божию, как и всей нашей жизнью. Если мы принимаем это знание с подозрением, что здесь что-то не чисто (в смысле самого метода), лучше нам вообще не принимать его.

Закончить я бы хотел очень “определенным” умозаключением. Использовать гомеопатию позволительно. Но всем ли это полезно? Решить это каждый должен сам (с Божией помощью, по совету духовника). Я не думаю, что сейчас время давать абсолютные рекомендации или запрещения этого метода, по крайней мере, Бог в помощь!

© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами