Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Вопросы священнику

 

 

 

 

 

 

 

 





Версия для печати

11.04.2008 15:16:08 Екатерина
Посоветуйте мне пожалуйста, я хочу выйти замуж в 2009 году, расскажите пожалуйста в какие дни этого лучше не делать? есть ли какие-то определенные дни, чтоб зачать ребенка? Существуют ли какие-либо прриметы, относительно свадеб? Нужно венчаться перед регистрацией млм после? И т.д. Поиогите пожалуйста!


Уважаемая Екатерина!

I. Согласно каноническим правилам не должно совершаться бракосочетание накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых и великих праздников; в продолжение постов Великого (с 2 марта по 18 апреля в 2009 году), Петрова (с 15 июня по 11 июля в 2009 году), Успенского (с 14 августа по 27 августа) и Рождественского (с 29 ноября по 6 января); в продолжение Святок, с 7 января по 19 января; в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной седмицы (с 19 апреля по 25 апреля в 2009 году); в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября.

II. Поскольку в Церкви не венчают накануне среды, пятницы и воскресенья, и следовательно, и половой акт запрещен под среду, пятницу и воскресенье, а также под Великие праздники, в святки, Светлую седмицу, престольные праздники Ващего прихода, под праздник Иоанна Богослова и праздник Казанской иконы Божией Матери, и сырную седмицу.

С просьбой о даровании здорового ребенка молитесь, прежде всего Божией Матери. Также с этой просьбой следует обращаться к святым и праведным Богоотцам Иоакиму и Анне.

Праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Девы Марии

Молитва первая

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Молитва вторая

О приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии небесному престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от преблагословенныя дшери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему, к вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашым праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и напрасныя смерти, предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением, да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

III. Нельзя верить ни в какие приметы. Знайте, что тяжко грешат против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие можно охарактеризовать как веру в пустое, суетное, сиюминутное – как доверие тому, что недостойно доверия. Одно из распространенных суеверий – если вам встретился священник – это к несчастью. Это очень показательное суеверие, проливающее свет и на саму природу суеверий. Это отголосок язычества: священника боялись, потому что он приводил людей к вере, разрушая идолов. Вторая причина таких суеверий – это стыд человека, забывшего дорогу в храм. Грешащий человек стремится спрятаться от Бога, избегает встречи с тем, что может ему напомнить о необходимости покаяния. От суеверия рождается безверие. Суеверия уводят человека с пути спасения. Человек верит не в Промысл Божий, а в приметы. Отсюда идет вера в предсказания, в гадания, в астрологию.

Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:

1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;

2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,

3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.

"Многим из христиан, - говорит святой Василий Великий, - кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда - все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок. Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему. Еще древле, по закону Моисееву, очарования, волхвования, ворожба, птицегадания отринуты как изобретения демонов. Сказано: Не вражите, и ни сряща смотрите от птиц (Лев. XIX, 26); языцы бо, которых потребит... Господь Бог от лица твоего... сии чарований и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой (Втор. XVIII, 12, 14). <...> Враг до того издевается над человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отворотится, не раз зажмурит глаза. Что бедственнее такой жизни - все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?"

В одном из огласительных слов святого Иоанна Златоустого мы читаем: "Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь".

Блаженный Августин строго осуждает гадания. "Последствия их, - говорит он, - большей частью сообразны с мыслями и предубеждениями каждого. Ибо злые духи, желая содержать человека в обмане, льстят ему показом того, что, как они видят, сообразно с его ожиданием и желанием". "Вообще, - замечает он, - на мнения людей о важности некоторых гадательных знаков, установленных предубеждением человеческим, не иначе надобно смотреть, как на некоторый договор и условие с злыми духами. Люди, пристрастившиеся к пагубной науке гадать, которая, собственно, есть только наука издеваться над другими и обманывать их, за такое пристрастие свое, по некоему тайному суду Божию, подпадают нередко влиянию падших ангелов, которым попускается иногда иметь некоторое влияние на низшую часть мира. От этих насмешек и обманов злых духов происходит то, что суеверное и гибельное искусство прорицания иногда действительно открывает прорицателям нечто из прошедшего и будущего и говорит им немало такого, что впоследствии отчасти оправдывается событиями. Такие небольшие удачи возбуждают и питают любопытство, из-за чего они все более и более запутываются и запутывают других в сети зловредного заблуждения... Даже верность подобных предсказаний нисколько не оправдывает науки предсказывать. Поэтому святотатственное искусство, при помощи которого вызвана была тень умершего Самуила, достойно всякого отвращения и проклятия, хотя тень эта, будучи показана царю Саулу, и предрекла ему истину".

Православный человек не должен быть суеверным. Суть нашей веры – доверие Богу: открывая Ему свои сердца, мы твердо веруем, что Он ведет нас прямым путем, путем свободным от какой-либо двойственности, от механистических, магических закономерностей. «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3, 17) – эту свободу нам и дает вера, суеверие же лишает нас ее, порабощая «стихиям мира» (Кол.2,8), порабощая праху. Поэтому вера и суеверие несовместимы – нельзя служить двум господам, свободе и рабству. Эта проблема шире, чем «черная кошка» или «пустые ведра»: речь о том, что каждый из нас стоит перед выбором: либо жизнь по Евангелию, либо по закону греха, возмездие за который – смерть (Рим.6, 23). Третьего не дано.

Многие говорят: "Но ведь нередко суеверия сбываются, не случайно же они возникли". Факты сами по себе мало что значат – важна их трактовка: «чистому все чисто» (Тит. 1,15), а пораженный грехом и не имеющий доверия Богу обманывается своим «Я» и видит «закономерности» там, где их нет. Беда в том, что эти закономерности востребованы – человеку страшна Библейская картина миробытия: Сотворение мира, долгий путь к спасению, Благовестие, Искупление, Церковь, Второе Пришествие и Страшный Суд – все это пугает. Мы боимся ответственности за свою вечную жизнь, той ответственности, что идет рука об руку с Евангелием. Нам хочется чего-нибудь попроще, такого, что щадило бы греховное «Я». Проще уцепиться за эти «закономерности», нежели жить по Христу.

Тут все очень просто: вероятность совпадения велика – либо сбудется, либо нет. Вот кошка перебежала дорогу. Кто знает, что случится за этот день. Но при чем тут кошка? А если бы она не перебежала дорогу, что, не случилось бы? Человек от безверия находит объяснения своим несчастиям, своим неприятностям и своим удачам и неудачам. Важно и то, что если мы посмотрим на приметы разных народов, то увидим, что одни и те же явления имеют абсолютно разный смысл! Например, во Франции влетевшая в окно птица – предвестник счастья!

Почему грешно любое гадание? Потому что за ним стоит не решимость последовать откровению, а интерес, пытливость – «а вот как оно там?» Гадание – это попытка заглянуть в «зазеркалье», этакий духовный кураж, за которым скрывается слабость. Ну, покуражится человек перед грядущим, а потом все равно поступит так, как подсказывает мелочное «Я». Святые же, прибегая в крайних случаях к такому методу познания воли Божией, имели твердую решимость поступать по откровенному несмотря ни на что – даже на смерть.

Как оградиться от суеверий? Суеверия – тьма. Тьма есть недостаток света. Соответственно, свет рассеивает тьму – подобно этому и суеверия разрушаются истинной верой, которая есть доверие Богу, и настоящим благочестием. Если мы Ему доверяем, то мало того, что нам ничто не вредит – наоборот: «любящим Бога, призванным по Его произволению, все способствует ко благу» (Рим.8,28).

Все – и радости и скорби, и прибыток и лишения, и здоровье и болезнь. Все! Это доверие свидетельствует о любви к Богу, а «совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин.4,18). Не надо «ограждаться» от суеверий – не надо бороться с тьмой: надо просто «включить» евангельский свет и тьма суеверий исчезнет сама собой. Однако, это труд…

От начала Церковь ограждается ей: Крест – хранитель всей Вселенной.

Многие задаются вопросом: "Как не обращать внимания на суеверия? Умом понимаешь, а внутри–то, в душе, все равно страшно…". «Совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин.4,18): надо стремиться к совершенству в вере, учиться доверять Богу и тогда все встанет на свои места. Благодать и вера – лучшее лекарство от болезни страха.

Если мы верим суевериям, то мы – язычники. Мы, христиане, должны помнить о силе Креста Господня – Хранителя Вселенной, чтобы не было так, что крестное знамение для нас второстепенно, а вот подкова над дверью или кошка черная имеет большое значение. Если мы христиане, то должны помнить, что христианину не страшны вещи и намного более опасные, чем просыпанная соль или черная кошка: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19)

Итак, суеверия происходят от стремления человека всему дать объяснение, во всем установить связь, от самонадеянности и своеволия, от принятия ложного за истинное.

Нужно помнить, что суеверия - это, зачастую, наши забытые детские страхи и фантазии, которые временами выплывая из области подсознания, уродуют жизнь человека, являясь в разных формах в ложных символах и действиях.

Да сохранит нас Господь от всех видов суеверия! И так как мы знаем, что суеверие начинается в людях с младенческого возраста, то наш долг так воспитывать детей, чтобы юная душа их не заражалась суеверием. Пусть дети с малых лет приучаются любить Церковь, прибегать к Богу с молитвою, в церковных обрядах и священнодействиях видеть спасающую силу. Пусть дети с юных лет приучаются иметь правильные понятия о Промысле Божием, все направляющем к добру: тогда душа их не заразится суеверием, тогда не побоятся они ничего, выдуманного глупостью людской. Они будут бояться только гнева Божия, будут думать только о том, как бы не навлечь на себя осуждение за грехи и не довести себя до погибели вечной.

IV. Желающие повенчаться обязательно должны быть зарегистрированы в ЗАГСе.

От людей, намеривающихся венчаться, в храме требуют свидетельство о заключении гражданского брака и если брак еще не зарегистрирован в Загсе, то в совершении венчания отказывают. Довольно часто подобное требование вызывает если не возмущение и противление, то, по крайней мере, недоумение и люди задают вопрос: «Почему Церковь , которая не от мира сего, которая учит о том, что мир во зле лежит, требует от своих чад сначала государственной регистрации или заключения гражданского брака и только потом брачующиеся могут получить благословение в таинстве венчания?».

Следует сразу же обозначить, что мы понимаем под «гражданским браком» - это брак, зарегистрированный государством, а не то блудное сожительство, которое в последнее время совершенно неверно именуется «гражданским браком».

Священный Синод Русской Православной Церкви в своем определении от 28 декабря 1998 года постановил: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить… о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку». Это постановление было одобрено и подтверждено Юбилейным архиерейским собором 2000 года (см. Основы социальной концепции X, 2).

С принятием Декрета об отделении Церкви от государства (1918 год) бракосочетание, совершенное по церковному чину, лишалось юридической силы, хотя формально верующим предоставлялось право принимать церковное благословение после регистрации брака в государственных органах.

Церковь, чада которой, являясь гражданами своего государства, должны быть законопослушными, не требует от верующих пренебрегать государственной регистрацией брачного союза. Напротив, она требует от них подчинения в этом вопросе государственной власти и исполнения установленного государством порядка. К сожалению, и по сей день Церковь и государство отделены друг от друга и по этой причине венчание не является для государства законным браком. Поэтому верующие вынуждены сначала регистрировать брак перед государством и только после этого идти за благословением в храм.

Требование государственной регистрации брака перед венчанием это не преклонение перед светской властью, а проявление любви и заботы Церкви -Матери о своих детях. Каждый православный христианин, как уже отмечалось выше, является гражданином своего государства и, требуя от своих чад заключения гражданского брака , Церковь тем самым избавляет их от многих проблем и трудностей, начиная от получения свидетельства рождения ребенка и кончая смертным завещанием.

Заключение сначала гражданского брака и только после этого союза перед Богом – это необходимость, с которой нам приходиться мириться, надеясь, что, если будет Божия воля, то наступит время, когда государство признает церковный брак , который вновь обретет юридическую силу, и тогда верующие уже не будут смущаться необходимостью регистрации своего брака в Загсе.

Главное, молитесь и не унывайте. Все у Вас будет хорошо, только молитесь. Больше бывайте в Церкви, исповедуйтесь и  причащайтесь почаще и Господь не оставит Вас.

Помоги Вам Господи!

© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами