Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Публикации

 

 

 

 

 

 

 

 





Публикации

Икона Божией Матери «Скоропослушница» и феномен Афонской школы иконописи.

22.11.2007

Во всём православном мире почитается образ Божией Матери «Скоропослушница», находящийся в монастыре Дохиар на Святой горе Афон. История этого образа Пречистой Богородицы насчитывает уже более тысячелетия. Икона стала откровением Царицы Небесной всему православному миру о том, что никто не может услышать человека так скоро, как Божия Матерь, никто так скоро не посещает нас в скорбях и печалях, как Пречистая Богородица. «Я — их Покров и защита монастыря, посвящённого архангелам. Пусть они и все православные прибегают ко Мне в нуждах, и никого Я не оставлю. Всем призывающим Меня буду Я Предстательница, и по ходатайству Моему Сын Мой исполнит прошения их. И будет икона Моя именоваться «Скоропослушницей», потому что всем притекающим к ней буду являть Я милость и услышание скорое». Эти слова услышал потрясённый монах Нил от Самой Божией Матери. Она Сама дала название этому образу! Нарекла его — «Скоропослушница»! Это — единственный прецедент в истории мировой иконографии!

И сегодня один из «списков» с этой чудесной иконы, сделанный иконописцем на Святой горе Афон в девятнадцатом веке, находится в Таллинском Александро-Невском соборе.

Исключая Спасителя, нет в христианской иконографии ни одного сюжета, который бы так часто был изображаем, так увлекал сердце, так упражнял талант художников всех времён, как лик Пресвятой Девы. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение. Богоматерь на иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы.

Богородица может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветлённость и отрешённость — вот главные черты, характерные для изображения Богородицы.

Пречистая имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Пурпурный, или багряный цвет, был очень важен в византийской культуре. Именно в этой культуре окончательно сформировалась православная иконописная традиция, отшлифовались, утвердились каноны. Пурпурный цвет — это цвет царя, владыки — Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплёты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери — Царицы Небесной.

Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты Совершеннейшей из людей Жены). Другая важная деталь одеяния Богородицы — поручи (нарукавники). Поручи — деталь облачения священников: на иконах это символ сослужения Божией Матери (а в Её лице — всей Церкви) — Первосвященнику Христу. На челе и плечах Богородицы обыкновенно изображаются три золотые звезды. Подобные украшения, сделанные из металла, были распространены у древних. На иконах звёзды пишутся в знак того, что Богородица до Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребыла Девою. Кроме того, три звезды — символ Святой Троицы. На некоторых иконах фигура Младенца Христа закрывает одну из звёзд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Слова.

На иконе Божией Матери «Скоропослушница» фигура Младенца Христа одета в белый хитон. Белый цвет — символ божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. А сверху надет гиматий (накидка) изумительного синего цвета. Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Одежды Божией Матери и Младенца Христа изысканно декорированы золотым орнаментом. Золотой цвет позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Божией Матери.

Прекрасны лики на этой иконе. Лик — это лицо, освободившееся от печати мирских страстей и праздных треволнений. Однако следует иметь в виду, что, хотя лики и являются символами высшей одухотворённости человека, они обозначают лица людей. Человек, его плоть, его облик были освящены Христом в великом таинстве воплощения: «Бог возвысил человеческую природу, изначально приуготовив её в качестве Своей одежды, в которую Он облёкся через посредство Девы». А означает это — сколько божественного в этих нежных и задумчивых, печальных земных глазах!

А руки! Посмотрите на эти руки. Сколько доброты, заботы и смирения в этих прекрасных руках. Она не несёт, не прижимает, а являет самое драгоценное, что у неё есть, людям, зная как они потом поступят с её любимым Сыном. Каково Матери исполнить такое Божественное предначертание? А каково было принять решение, когда Ангел принёс благую весть? Да и как нам понять всё это нашим, земными заботами отягощённым, умом. Но понимать надо, а самое главное — принимать, принимать и умом, сердцем и душою.

Ну, а сейчас самое время перенестись в монастырь Дохиар на Святой горе Афон, где в Х веке была написана монахом иконописцем икона Божией Матери «Скоропослушница».

Маленькая справка — Афон (Святая гора) — крупнейшее в мире средоточие православного монашества, расположенное в Греции на полуострове Айон-Орос, называемом иначе Святой горой, Афоном, Афонским полуостровом. В Х веке это была часть громадной Византийской империи со столицей в Константинополе. Правила империей династия Палеологов. Империя была в самом расцвете. Православие утвердилось в самой Византии и успешно распространялось по свету. Но были такие особые монастыри как на Крите, на Афоне и др., где придерживались особенно жёсткого монастырского устава, где монахи всецело посвящали себя служению Богу. Были там и иконописные мастерские. Писание икон рассматривалось монахами тоже как служение. В каком же стиле писались иконы? Сейчас этот стиль называют «византийским», или «греческим».

Ярчайшим образцом этой эпохи является «Владимирская» икона Божией Матери XI века, находящаяся в Третьяковской галерее в Москве. Так писали в Константинополе, на Крите, на Афоне, на Сицилии, Балканах. На Русь этот стиль пришёл вместе с православием. Вспомните иконы Андрея Рублёва, Феофана Грека. Словом, везде, где было христианство, доминировал «византийский» стиль. Он проявлялся в иконописи, фресках, мозаиках. А почему так? Да потому, что ничего другого, более актуального, в мире не было. Античное искусство с его языческим пантеоном было в прошлом. А эпоха Ренессанса с Боттичелли, Джотто, Леонардо и Рафаэлем наступит через четыре века и будет всего-навсего прямым, логичным продолжением, развитием «византийского» стиля. И только потом, начиная с XIV века, начнутся взаимовлияния и взаимообогащения.

Так вместе, бок о бок, они прошагают в пространстве мировой культуры до наших дней. Умудряясь ещё и положительно влиять на «пространство мирового бескультурья». Умные люди говорят: «Икона — для ума, итальянский реализм — для чувств, современный авангард — для инстинктов». Чувствуете диалектику развития? Чьей фирменной печатью является «чёрный квадрат» товарища Малевича?

И всё же, что это за феномен — «Афонская икона», когда писались иконы в те времена примерно одинаково? За ответом надо вернуться в XIX век, когда тысячи и тысячи паломников из России и со всего христианского мира потянулись к святым местам. Конечно, паломники были и раньше, но не в таком количестве. И, конечно, возвращались с драгоценными иконами, распространяя славу об афонских иконах и рассказы о чудотворениях. Пожалуй, не было в России ни одного храма, где бы не мечтали иметь чудотворную икону с самого Афона, а то, что они чудотворны, подтверждено фактами, которые собираются и по сей день. Итак, феномен «Афонской иконы» находится не в горизонтальной плоскости художественно-стилевых особенностей, а в вертикальном невероятном тернистом пути восхождения к Богу.

Монахини в афонских монастырях жили и живут по особо строгому уставу, молитва и труд очищают душу, делают её способной к восприятию божественных откровений. Восприятию и воспроизведению, т.е. написанию икон.

Написание иконы начинается с поста и молитвы. И не только письмо, но и изготовление её деревянной основы. Древесина освящается, а левкас замешивается на святой воде, на ней растирают краски. В краски добавляют частицы мощей святого, икона которого пишется, и растирают всё вместе. Пример — написание иконы Целителя Пантелеимона.

Такой же подход при создании списка с древней чудотворной иконы, только святой водой вначале обмывается древняя икона, а потом в той же воде омывают заготовленную для списка доску. Так делали всегда, и так делают и сегодня. Конечно (но это не самое главное), все афонские иконописцы имеют превосходную профессиональную подготовку, срок обучения иногда достигает 15 лет, и это правильно. Талантов на земле много, но надо так зашлифовать и обработать этот драгоценный камень, чтобы он мог принимать в себя божественный свет и освящать нас через искусство иконописи.

Нам иногда кажется, что все главные события уже позади, все чудеса кончились и на нашу долю досталась одна рутина капиталистического процветания. Уверяю вас — это не так, просто будьте внимательны, не спите с открытыми глазами, будьте всегда готовы.

Так, например, мироточивая Иверская Монреальская икона Божией Матери была написана на Афоне в 1981 году греческим монахом с оригинала иконы Богоматери «Вратарницы». В 1982 году эту икону привёз с Афона в Монреаль Иосиф Муньос-Кортес. После начала мироточения в 1982 году икона прославилась множеством чудес и была обвезена по всему миру. Икона исчезла после мученической кончины брата Иосифа 31 октября 1997 года.

Художник Сергей Минин



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами