Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Публикации

 

 

 

 

 

 

 

 





Публикации

Место обретения Казанской иконы Божией Матери.

21.07.2007

Казанская икона Божьей Матери известна во всем мире. Многим также известен древнейший Казанский Богородичный женский монастырь, построенный на том самом месте, где обрела ее девочка Матрона, откопав ее на глубине более двух аршин. Однако, очень мало известно то, что еще в начале XX века именно здесь был построен пещерный храм-часовня, благодаря стараниями Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.

В 1930-е годы главный собор и колокольня монастыря были взорваны, а остальные храмы и знания были отданы табачной фабрике, пед.институту и под жилые дома. Спустя же более шестидесяти лет единственная из сохранившихся монастырских церквей, в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, вновь стала действовать и возносить свои молитвы Пресвятой Богородице, благословившей это святое место. А в июне 2000 года начались археологические раскопки на месте разрушенного Казанского собора, под которым и находился пещерный храм-часовня во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В ходе этих раскопок были обнаружены сохранившиеся останки этого храма-часовни, пролежавшие по асфальтом почти 70 лет.

Поэтому здесь публикуются некоторые материалы из «Известий по Казанской Епархии» за 1914 год, написанные настоятелем Казанского собора протоиереем А. Зеленецким, в которых описано самое начало построения и освящения пещерного храма и часовни.

Читая, об успехах и трудах в устроении этого великолепного храма, построенного в преддверии революции, невозможно поверить в то, что, его время было таким недолгим.

А сегодня нам остается лишь уповать на то, что молитвами Заступницы нашей Пресвятой Богородицы, археологические исследования этого места приведут к восстановлению прежней красоты и святости.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

 
Крестный ход около Кестовоздвиженского монастыря

Первая мысль о построении пещерного храма и часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божьей Матери возникла при первом посещении города Казани старшей сестры императрицы Великой Княгини Елисаветой Феодоровны 13 июля 1910 года.

В этот знаменательный для Казани день в 9.45 часов утра Елисавета Феодоровна с пароходной пристани прибыла в первоклассный Казанский Богородичный женский монастырь к началу Божественной Литургии. Встреченная во дворе монастыря настоятельницей игуменьей Варварой, казначеей монахиней Людмилой и благочинной монахиней Евгенией со старшими сестрами и собравшимся народом Великая Княгиня вошла в Казанский Богородичный летний собор через северные двери. Здесь настоятель собора протоиерей Александр Зеленецкий, окруженный священнослужителями монастырского клира, с крестом в руках и со святой водой приветствовал Царственную Путешественницу следующей речью:

«Ваше Императорское Высочество!

Древнейшая Казанская Богородичная обитель радостно приветствует Вас с прибытием в Казань и восторженно встречает Вас в сем благолепном соборном храме, посвященном явлению чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Еще вскоре после покорения Казани и Казанского края Русской державе и Русской Православной Церкви, Пречистая Матерь Божия избрала это место для чудесного Своего явления и особенных Своих благодатных действий среди новопокоренного народа. И с того времени непрерывно изливаются Ее неисчислимые милости на всех истинно верующих и усердно прибегающих к Ее покрову и заступлению.

В период свыше трехсотлетнего своего существования обитель сия переживала и переживает и радостные и печальные события, подобно тому, как часто и отдельный человек переживает их в своей жизни. Но обитель сия никогда не падала духом своим, а всегда со смирением и покорностью воле Божией, по молитвам Пресвятой Богородицы, несла и несет крест Господа нашего Иисуса Христа и благое, спасительное иго Его.

В молитвенное воспоминание о сем Вашем посещении почтительнейше просим Вас принять подносимую Вам настоятельницею с сестрами сей обители святую икону Божией Матери, точный список с явленной чудотворной Ее Казанской иконы, столь чтимую за великие милости от Нее не только в простых христианских хижинах, но и в царских чертогах.

Да хранит Вас Господь Бог молитвами Пречистой Матери своей, на благо Русскому народу еще многие, многие годы».

По окончании речи следовало краткое молебствие, во время которого Елисавета Феодоровна приложилась к святым иконам Спасителя и Божией Матери. По возглашении многолетия Царствующему Дому и Высокой Августейшей Посетительнице, была начата Божественная Литургия, которая была совершена благочинным монастыря Архимандритом Варсонофием, настоятелем собора протоиереем Александром Зеленецким и священником Петром Самуиловым.

После Литургии, приложившись к святому Кресту, Елисавета Феодоровна посетила настоятельницу монастыря игуменью Варвару в ее покоях, где был сервирован чай и завтрак, во время которого Великая Княгиня милостиво беседовала с присутствовавшими лицами.

После обеда Елисавета Феодоровна рассматривала работы монастырских сестер-мастериц – живописные, золотошвейные и белошвейные, лучшие из которых были принесены в дар Высокой Посетительнице.

Кроме того, Елисавета Феодоровна с видимым прискорбным чувством рассматривала и немногие уцелевшие драгоценности, найденные у дерзких похитителей чудотворной иконы Божьей Матери, в июне 1904 года, не успевших их припрятать, но значительно испортивших их.

Перед самым своим отъездом из монастыря Елисавета Феодоровна выразила желание быть на месте самого явления святой чудотворной иконы Божьей Матери. Несмотря на неприспособленность входа в это святое место, которое находится под алтарем летнего Казанского собора, Елисавета Феодоровна спустилась туда, долго молилась и выразила сожаление, что такое святое место находится в малой известности. Видя такое благорасположение Великой Княгини к этому святому месту, игуменья монастыря Варвара доложила ей, что есть предположение сделать это место открытым и устроить часовню в память имеющей в скором времени даты - трехсотлетия со дня воцарения Дома Романовых на Русском Престоле. При этом Елисавете Феодоровне было предложено принять под Свое Высокое покровительство дело устройства этой часовни, на что Великая Княгиня изъявила полное согласие и радость послужить этому святому делу.

После сего Елисавета Феодоровна, при радостных и восторженных благопожеланиях всех сестер и собравшегося народа благополучно выехала из Казанского Богородичного монастыря в Кафедральный собор, посетив по пути Спасский монастырь, и отправилась в Нижний Новгород.

В канун празднования дня перенесения честной иконы Божьей Матери, именуемая «Всеблаженная», 11 декабря 1910 года, Казанская Богородичная женская обитель имела великое утешение получить Указ Святейшего Синода от 27 ноября, на имя почившего Архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Скончался 27 ноября 1910 года в 9 часов вечера). Сим Указом извещалось, что Его Императорскому Величеству Государю Императору благоугодно было соизволить на принятие Ее Императорским Высочеством Великой Княгиней Елисаветой Феодоровны звания Попечительницы часовни, устрояемой на месте явления чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, в память трехсотлетия благополучного царствования Дома Романовых.

Таким образом Небесная Заступница Матерь Божия, в день Своего праздника, явила обители Казанской Свою великую милость, даровав ей, в лице Великой Княгини, земную покровительницу и утешительницу.

В письме Своем, от 16 декабря 1910 года, на имя Преосвященного Алексия, ректора Духовной академии, управляющего Казанской епархии, Великая Княгини писала ему: «Глубоко счастлива, что Господь сподобляет меня принять участие в святом деле сооружении часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божьей Матери. На днях вышлю вам, Владыко, план маленького храма-часовни, который разработан архитектором Академиком Щусевым, строителем моего храма в обители. (Алексей Викторович Щусев (1873 - 1949) - выдающийся русский архитектор, академик с 1943 года. В разные периоды творчества обращался к традициям классической архитектуры, древнерусского зодчества и национальным мотивам. Участвовал в разработке плана реконструкции Москвы (1918-1925). Разработал планы послевоенной реконструкции Новгорода, Новоиерусалимского монастыря в Истре. По проектам и при участии Щусева построены Мавзолей В.И.Ленина (1924-1930), гостиница «Москва» (1932-1938), станция метро «Комсомольская» в Москве (1952), Казанский вокзал (1952) в Москве и многое др.) Со своей стороны я желала бы прислать все иконы и соорудить сень над царскими вратами, в которой будет вставлена чудотворная икона. Весь храм будет напоминать древние катакомбы, а отчасти и усыпальницу Великого Князя Сергия Александровича (В 1905 году муж Елисаветы Феодоровны Великий Князь Сергей Александрович был взорван бомбой террориста-революционера и был похоронен в склепе-усыпальнице Чудова монастыря, сделанном в стиле древних римских катакомб)».

В феврале месяце 1911 года Великая Княгиня Елисавета Феодоровна поручила препроводить в Казанский Богородичный монастырь модель храма на месте явления Казанской иконы Богоматери. Для ознакомления на месте с проектом, его размером и выполнением приезжал в Казанский монастырь секретарь Великой Княгини В.В.Фон-Мекк, который привозил и эскиз иконостаса, составленный А.В.Щусевым. Будучи сам художником, Фон-Мекк делал здесь и необходимые архитектурные наброски.

Вскоре после его отъезда, игуменья Варвара вместе с местным инженером П.П.Голышевым, производившем в монастыре работы, была вызвана в Москву к Великой Княгине Елисавете Феодоровне для получения Ее личных объяснений и указаний в деле постройки будущих пещерной церкви и часовни. В это время окончательно был выработан и принят проект устройства церкви и часовни.

Проект приспособления подвального помещения летнего собора под теплую церковь с часовней был затем исправлен в строительном отделении Казанского губернского правления и им же был утвержден 21 июля 1911 года.

30 июля 1911 года в день рождения Государя Наследника Цесаревича Алексия Николаевича, в два часа дня, был совершен чин основания храма-часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы на месте явления чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, в нижнем (подвальном) этаже летнего собора. Чин этот совершал благочинный монастыря Архимандрит Варсонофий с настоятелем монастырского собора протоиереем Александром Зеленецким, о. иеромонахом Анастасием, профессором Казанской Духовной Академии и Университета и диаконом М.Панкратьевым, в присутствии настоятельницы монастыря игуменьи Варвары, старших монахинь и сестер Казанской обители.

По совершении этого чина была послана телеграмма Почетной Попечительницы устрояемого храма-часовни Великой Княгине Елисаветы Феодоровне. На другой день игуменьей Варварой была получена следующая телеграмма от Ее Императорского Высочества:

«Да поможет нам Господь трудиться во славу Его Пречистой Матери и даст Он силы и пошлет благословение всем принимавшим участие в построении храма-часовни. Молитвенно соединяюсь с Вами, Архимандритом Варсонофием, Протоиереем Зеленецким и Иеромонахом Анастасием. Прошу Ваших святых молитв. Елисавета».

31 июля 1911 года под руководством инженера П.П.Голышева было приступлено и к самым работам - к наружным стенам Казанского собора: к устройству трех тамбуров и каменных лестниц в подземелье. Увеличено было внизу и подсводное подземелье как в часовне, так равно и в церкви: в среднем на 0,45 сажень (1 сажень равна 2,1336 метра); подлицевали кирпичом на цементном растворе все внутренние стены собора в подвале, увеличили ширину коридоров для связи церкви и часовни, как между собой, так равно и с наружными выходами. Сложили кирпичную стенку для иконостаса, сделали цементобетонные полы; оштукатурили стены и своды, поставили две печи с притоками наружного воздуха, обелили двери, окрасили стены и полы.

В центральной части храма был поставлен полотняный, двухсторонний на рамках иконостас, а в часовне в первые ниши были поставлены иконы, обделанные в басму. (Басма – от татарского глагола басмак – бить, чеканить. Тонкая пластинка из серебра, золота или белой жести с рельефным узором, тисненным с матриц. Басменные нередко были оклады богослужебных книг) Над местом явления Казанской иконы Божьей Матери была поставлена сень. Иконостас и сень в часовню были изготовлены в Москве у г. Силина, который сам и собирал все это на месте. Все иконы осмотрены в Москве самой Великой Княгиней Елисаветой Феодоровны и одобрены ею.

К весне 1913 года все работы по устройству пещерного храма и часовни в память великого и знаменательного события в нашей отечественной истории – трехсотлетия царствования на Русском Престоле Дома Романовых, были совершенно окончены. Все благочестивые жители г. Казани и насельницы Казанской женской обители с нетерпением и благоговейным трепетом ожидали решения от Великой Попечительницы Елисаветы Феодоровны, когда она назначит день освящения храма-часовни и своего прибытия в Казань на это великое торжество для всех православных жителей г. Казани. День этот был ею милостиво избран – суббота на Пасхальной неделе, 20 апреля 1913 года.

Таким образом длинный, широкий, подвальный этаж соборного монастырского храма за два года совершенно изменился. В первое время это место служило очевидно для погребения умерших лиц не только иноческого чина, но и воинского звания, на что указывали кости похороненных здесь людей и полуистлевшие останки одеяний. Все найденные здесь черепа и кости были бережно и благоговейно собраны в одно место, окроплены святой водой и зарыты с восточной стороны часовни. Над ними была совершена и панихида. Ныне все это место сделалось святым и молитвенным, и получило название «Казанских пещер». В этих «пещерах» теперь приносится бескровная жертва за живых и умерших. Пред Казанской иконой Богоматери часто служатся молебны и, по усердным молитвам верующих к Заступнице христиан, Пресвятой Богородице, совершаются и теперь благодатные исцеления и знамения. Милость Пречистой Матери Божией ясно и видимо пребывает и доселе на сем святом месте, избранном Богоматерью для благодатных Своих действий уже более трехсот лет тому назад.

Веруя словам, некогда пророчески изреченным Самой Владычицей неба и земли к первонаписанной иконе: «с тобою Моя благодать и сила», мы также твердо уповаем, что и с сею точной копией с явленной чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, благодать Пресвятой Богородицы пребывает ныне: «темже благоговейно предстояще лобызаем ю, поклоняемся ей, яко самей сущей, честь бо иконы на первообразное восходит, и Ея благодать сею иконою знамения и чудеса содевает всем, с верою притекающих к Ней» (Кондак 8 Акафиста Божьей Матери иконы Казанской).

Несказанно радостно встретили сестры Казанской Богородичной женской обители день святой Пасхи, светлого Христова Воскресения, надеясь на этой же светлой седмице встретить и дорогую гостью свою, Августейшую Попечительницу новосозданного юбилейного храма-часовни и видеть его освящение.

А потому незаметно стали проходить один за другим дни светлой седмицы. Наступила пятница 19 апреля, день кануна освящения юбилейного храма-часовни в Казанском Богородичном монастыре. В этот день в 13.30 прибыла из Москвы в Казань скорым поездом железной дороги давно желанная и всеми ожидаемая Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Торжественно встреченная городскими властями и массою народа на железнодорожном вокзале, Великая Княгиня направилась в Казанский Кремль.

После посещения Кафедрального собора и Спасо-Преображенского монастыря в Кремле, Елисавета Феодоровна пожаловала в Богородичный монастырь, радостно приветствуемая на пути жителями города Казани. Она была встречена во дворе монастыря настоятельницей игуменьей Варварой, казначеей монахиней Анатолией и благочинной монахиней Евгенией со старшими сестрами и собравшимся народом. Через западные двери игуменского корпуса Елисавета Феодоровна вступила в зимний Никольский собор, где ее встретил настоятель монастырского собора Александр Зеленецкий с трикирием и святым крестом в руке и обратился к Царственной Путешественнице со следующей речью:

«Христос Воскресе! Ваше Императорское Высочество!

Почти три года тому назад наша Казанская Богородичная обитель имела счастье видеть Ваше Высочество у себя в первый раз; теперь обитель наша снова утешена лицезрением Вас, Вы снова среди нас.

Кратко было Ваше первое посещение здесь, но оно было и многознаменательно. В Свою бытность тогда у нас Вы, Ваше Императорское Высочество, подробно ознакомились с жизнью нашей обители, Вы посетили тогда и самое место явления святой чудотворной Казанской иконы Божией Матери, молились там и пожалели, что такое святое место мало известно. Тогда же явилась мысль: сделать это место открытым и устроить там храм-часовню в память трехсотлетия благополучного царствования Дома Романовых. Известно, что через благодатную силу, явленную от Казанской иконы Богоматери, после Литовского разорения устроилась земля Русская и благословенно вступил на престол Царь Михаил Феодорович Романов.

От Высочайшего Его Императорского Величества Вы благоволили принять на Себя и звание Попечительницы сего храма-часовни.

При Вашем благосклонном внимании и при Вашей истинно-материнской заботливости о благосостоянии и благоукрашении нашей мирной и святой обители, устройство этого многознаменательного исторического памятника закончилось. Можно сказать, что все в этом храме-часовне до мельчайших подробностей устроено под Вашим бдительным, милостивым руководством и по Вашим мудрым и опытным указаниям.

Высоко ценя Ваше милостивое благорасположение и любовь к нашей святой обители, мы несказанно теперь ликуем, видя Ваше Императорское Высочество опять в Казани и Казанской обители. Да будет всегда благословенно Ваше вхождение к нам и исхождение.

Молитвами Пречистой и Преблагословенной Богородицы и Приснодевы Марии да хранит Вас Господь Бог еще на многие и многие годы во славу и на благо нашей Православной Церкви и на радость нашей святой обители».

По окончании этой речи, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна через западные врата зашла в соборный храм, где прикладывалась к святой Казанской иконе Божьей Матери и рядом стоящей с ней иконе Пресвятой Богородице, именуемой «Всеблаженная» (священному дару, присланному в Казанский монастырь в благословение от недавно почившего Вселенского Патриарха Константинопольского Иоакима III), а также к древнему, святому и чудотворному образу святителя Николая Мирликийского чудотворца, во имя которого посвящен и сам зимний соборный храм

После сего совершено было краткое моление Господу Богу и провозглашено многолетие Государю Императору Николаю Александровичу и всему Царствующему Дому. Затем Елисавета Феодоровна направилась в покои настоятельницы игуменьи Варвары, где выразила свое удовольствие снова быть в Казани по такому знаменательному событию в Казанской обители, каково освящение храма-часовни, назначенное на завтрашний день.

Наступило и утро последнего дня Пасхальной седмицы. Взошедшее на небе солнце ярко освещало землю, но, казалось, что солнечные лучи радостнее блистали на храмах и зданиях Казанского монастыря. Благочестивый народ православный рано наполнил монастырские храмы и весь двор Казанской обители.

20 апреля 1913 года, в день освящения пещерного храма и часовни, в Никольском соборном храме в утром была совершена Божественная Литургия и произведена раздача народу Артоса. А в пещерном новоустроенном храме был совершен водосвятный молебен священником Н.Измайловым с диаконом М.Панкратьвым, по окончании которого настоятель собора протоиерей А.Зеленецкий в полном облачении отправился в игуменские покои за святой Казанской иконой Божьей Матери, где Великая Княгиня Елисавета Феодоровна собственноручно передала святую икону ему на руки и тотчас же началось торжественное шествие в новоосвящаемый храм при множестве народа, заполнившего собою в6есь монастырь.

При внесении святой Казанской иконы Божье Матери в новоосвящаемый храм и при входе в него Великой Княгини Елисаветы Феодоровны преосвященные Епископ Чебоксарский Михаил и Епископ Чистопольский Анастасий были уже в полном облачении. Священство вошло в святой алтарь, где приступили к утверждению святого престола, а затем к омовению и отиранию его. После освящения престола епископ Анастасий совершал каждение алтаря и всего храма, а за ним следовали два архимандрита, один из которых кропил стены святой водой, а другой, держа сосуд со святым миром, помазывал крестообразно кистью стены алтаря.

По завершении освящении храма-часовни предстоял крестный ход со святыми мощами, которые были поставлены в летнем Казанском соборе. Войдя в алтарь собора, Преосвященный взял обеими руками дискос со святыми мощами и, поставив его себе на голову, вышел чрез царские врата, поддерживаемый священнослужителями. От западных дверей крестный ход шел кругом летнего Казанского собора на южную сторону к востоку. Один из архимандритов кропил святой водой стены храма, а певчие пели положенные тропари.

Очень величественен был этот крестный ход, возглавляемый двумя Архипастырями и Великой Княгиней. Навсегда останется он в памяти у всех, бывших очевидцами его и будет исторгать слезы благодарности к Всевышнему. Особенно горяча была молитва мирных насельниц Казанской обители и всех участвовавших при освящении новосозданного храма за мирное и благоденственное процветание нашего дорогого отечества под державным управлением царей и цариц из Дома Романовых и еще на многие и многие века.

Наконец крестный ход подошел к дверям новосозданного пещерного храма. «Тесны были врата и узок был путь, ведущие в этот храм». Здесь Преосвященный, снявши митру, громко прочитал молитву: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа», в которой просил утвердить храм освящаемый непоколебимым до скончания века. Вошедши в святой алтарь, Преосвященный поставил дискос на святой престол, поклонился святым мощам и кадил их трижды. По каждении, взявши частицы святых мощей, помазал их святым миром, положил в ящичек и залив мастикой, поставил ящичек под престолом в ознаменование обычая христиан первых веков совершать священнодействие на гробах мучеников.

Так торжественно совершилось освящение новосозданного храма-часовни в пещерах Казанского Богородичного монастыря, в память высокознаменательного и глубоко патриотического события в истории русского народа – трехсотлетия царствования на всероссийском престоле Дома Романовых. После освящения пещерного храма началась первая в нем Божественная Литургия. А по ее окончании был торжественно отслужен молебен пред Казанской иконой Божьей Матери, ныне вновь явившейся благочестивым жителям г. Казани на том же самом месте, на котором Она явилась 334 года тому назад. Неизъяснимо радостное чувство благоговения и умиления вызывало у всех зрелище святой чудотворной Казанской иконы Богоматери на том месте, где три века тому назад она была чудесно обретена девицею Матроной и торжественно перенесена была на руках святителя Ермогена в ближайший храм. Как тогда вся верующая православная Казань и духом и телом своим пребывала на месте явления святой чудотворной иконы, так и теперь верующие и благочестивые потомки, по примеру своих предков, спешили снова видеть чудесное явление усердной Заступницы рода христианского на прежнем месте Ее явления 8 июля 1579 года. Горячие молитвы к Пречистой Богородице всех с верою обращающихся к святой иконе, снова, как и прежде, источают от Нее благодатные знамения и исцеления. И Пресвятая Богородица не перестает и ныне изливать Свои милости, как Она подавала их нашим предкам.

По окончании литургии Елисавета Феодоровна прошла в сопровождении духовенства и почетных гостей в покои настоятельницы монастыря, где был предложен чай и обед. После трапеза Елисавета Феодоровна раздала священные платочки с изображением Богоматери, маленькие образки и листочки с отпечатанными молитвами.

На следующий день после литургии Елисавета Феодоровна приготовилась к отъезду, дав милостивое разрешение монастырским певчим проводить ее до станции Зеленый Дол. Радости сестер певчих нельзя было описать, быстро они собрались в путь. В половине 2-го часа Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, сопровождаемая всеми сестрами обители, которые не могли удержаться при прощании с ней от слез, а также при множестве народа, заполнившего монастырь и ее путь по городу, при колокольном звоне, благополучно отбыла из Казанского монастыря на пароходную пристань в Адмиралтейской слободе, где уже стоял пароход «Екатерина».

22 апреля из г. Рязани от Великой Княгини Елисаветы Феодоровны в Казанский женский монастырь на имя игуменьи Варвары была получена такая телеграмма:

«Сейчас получила телеграмму из Царского Села от Его Величества следующего содержания: «Обрадован освящением храма, передайте всем Мою сердечную благодарность за молитвы. Николай». Путешествуем благополучно. Всею душою с Вами, благодарю, вспоминаю Ваше гостеприимство. Под Покровом Пресвятой Владычицы. Елисавета».

Несказанно радостно была принята эта телеграмма в Казанской обители. Тотчас же протоиереем А.Зеленецким был отслужен молебен с возглашением многолетий Государю Императору Николаю Александровичу Романову и всему Царствующему Дому.

12 мая 1913 года в Казанском Богородичном женском монастыре было новое торжество. В этот день совершалось по всему миру великое торжество прославления памяти священномученика Ермогена патриарха Московского всея Руси чудотворца. В 1579 году 8 июля во время обретения в г. Казани иконы Божьей Матери, на святителя Ермогена, бывшего тогда приходским священником одной из Казанских церквей, выпал счастливый удел – поднять с земли чудесно обретенную на месте пожара икону Царицы Небесной и принести ее в ближайший храм. «Явление иконы Богоматери было тогда великим знамением милости Божьей к новопросвещенному Казанскому краю и к лицам, показавшим особое попечение о христианском просвещении во тьме неверия и заблуждений инородцев, и в том числе, прежде всего, к смиренному и кроткому пастырю, впоследствии святителю Ермогену». Поэтому с особым торжеством праздновался день прославления его в Казанском Богородичном монастыре.

27 мая получено было извещение из Москвы о том, что Великая Княгиня Елисавета Феодоровна посылает икону святителя Ермогена, освященную на его святых мощах, для поставления ее в новоосвященном храме-часовне. Поэтому уже на следующий день из монастыря был совершен крестный ход на вокзал железной дороги, в котором участвовало все духовенство монастыря.

21 июля 1913 года Казанская Богородичная обитель была осчастливлена получением от Государыни Императрицы Александры Феодоровны драгоценной лампады ажурной работы с государственными гербами. Согласно Ее Воле, эта лампада была поставлена в часовне на месте явления Казанской Божьей Матери.

Теперь этот новосозданный храм этот представлял собою чудное явление. Все было в нем прекрасно, умилительно и все в нем привлекало взор к себе.

На самом месте явления Казанской иконы Божьей Матери девице Матроне (инокине Мавре) 8 июля 1579 года, устроена богато убранная сень на двух мраморных колоннах. На сени установлена Казанская икона Божьей Матери на двух блоках. Пред иконой находится серебряно-вызолоченная лампада с украшениями из жемчуга и драгоценных камней, пожертвованная и поставленная Великой Княгиней в первый осмотр ею часовни. Сень обита басмою и исполнена живописью в древнем стиле. Под сенью в углублении устроены царские двери с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Все иконы исполнены в Москве, обиты басмой. Под басмой тканая парча с рисунками. Углубление исполнено позолотною работою. Впереди, на стене изображение Казанской иконы Божьей Матери в сиянии. Наверху иконы корона, поддерживаемая двумя Ангелами и свиток со словами «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!». В углублениях на правой стороне образ святителя Гурия, первого Архиепископа и чудотворца Казанского, а на левой стороне образ святителя Варсонофия Казанского чудотворца.

Внутри сени поставлена драгоценная лампада ажурной работы, украшенная изумрудом, эмалью и тремя государственными гербами. Эта лампада была пожалована Государыней Императрицей Александрой Феодоровной. Далее поставлена серебряно-вызолоченная лампада от неизвестной. Перед лампадой, во втором ряду, было поставлено собственноручно Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной эмалевое яйцо с живописным художественным изображением Воскресения Христова с жемчужными украшениями. По правую сторону отсюда три серебряно-вызолоченных лампады, одна пожертвована инженером П.Голышевым; а другие с украшениями и эмалевая от неизвестных. По левую – серебряно-вызолоченная лампада с надписью: «от монахинь Казанского монастыря», а также лампада с живописным изображением Деисуса с украшениями и гладкая, серебряная без позолоты. Внизу, у колонн, две медные решетки по бокам.

В часовне, на правой стороне от сени, поставлена древняя икона нерукотворного Образа Спасителя (раньше эта икона стояла на хорах в алтаре правого придела св. мц. Маргариты). Икона в жемчужной ризе, на ней серебряно-вызолоченный венец с украшениями. Над иконами в полукруге «Всевидящее око» в сиянии. Далее новая икона святителя Николая чудотворца московской работы. Изображение св. Архангелов Михаила и Гавриила в рост заменяют боковые южные и северные двери (тоже московской работы). Также икона св. митрп. Алексия Московского чудотворца и прп. Михаила Малеина, икона свт. Ермогена, Московского Патриарха в святительском облачении и икона прп. Сергия, Радонежского чудотворца.

На левой стороне от сени находится икона Божьей Матери Толгская или Феодоровская, стоявшая ранее у правого клироса Никольского соборного храма. Внизу на иконе написано: «Сей святой образ списан с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы нарицаемыя Феодоровския еже во граде Костроме явлени святаго цельбоносного образа бысть в лето 1230 года в августе в 16 день празднование святому и чудотворному образу и явлению предложено в прологе месяца марта 14 день явился сей чудотворный образ Благоверному и великому князю Василию Георгиевичу рекомому Квашне Костромскому и Галицкому сыну благовернаго и великаго князя Георгия Ярославовича Владимирскаго внука преподобнаго и благовернаго великаго князя Александра Невскаго». Далее с левой стороны икона царицы Александры в короне с украшениями, с крестом в правой руке и с перстнем с украшениями, иконы св. праведной Елисаветы и св. равноапостольной Марии Магдалины, иконы св. прп. Матроны и св. прп. Мавры. Все эти иконы на правой и левой стороне часовни обиты басмой в разных рисунках. Все они московской работы, сделаны в магазине г. Силина под непосредственным наблюдением Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.

На потолке в часовне перед сенью изображение Святого Духа. Росписи потолка и стен часовни производились сестрами монастыря по эскизам, присланным из Москвы Великой Княгиней.

Из середины часовни через небольшой коридор к западу ход прямо в церковь, а по бокам часовни – к выходам на южную и северную стороны монастырского двора. В средней части нижнего этажа устроен храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Алтарь храма устроен в виде походного – весь полотняный. Царские врата и все прочие украшения сделаны из голубого полотна. На царских вратах находится изображение Благовещения Пресвятой Богородицы с четырьмя Евангелистами, наверху поставлен небольшой деревянный крест, а над царскими вратами – изображение Тайной Вечери. Местная икона Нерукотворного Образа Спасителя написана по образцу Нерукотворного Образа, находящейся в Кремлевской часовне г. Казани. Вторая местная икона в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Перед алтарем стоят две хоругви в виде знамен на белом атласе, а также другие две древние хоругви, шитые на пунцовом атласе, взятые из монастырской ризницы. Южные боковые двери тоже устроены из голубого полотна с изображением Архангела Михаила. Направо от этих дверей – изображение трех святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа и изображение Павла Исповедника, а налево от двери – изображение Иоанна Воина. На северных боковых дверях, устроенных также из голубого полотна, изображен св. Архангел Гавриил. Направо от двери изображена св. великомученица Варвара, налево – изображение св. прав. Елисаветы и св. жен Марфы и Марии.

На иконостасе храма украшения, как вверху, так и внизу, на голубом полотне, рисунки взяты с иконостаса домовой церкви Великой Княгини в Марфо-Мариинской обители в Москве. В алтаре на горнем месте изображение Иисуса Христа, а по сторонам запрестольный крест и икона Знамения Божьей Матери. На потолке алтаря изображено голубое небо, усеянное золотыми звездочками. Перед святым престолом, сделанным из дубового дерева г. Чесноковым стоит медный позолоченный семисвечник. Все иконы, как в алтаре, так и в иконостасе, исполнены сестрами Казанского монастыря.

Так светло и благолепно отпраздновала Казанская Богородичная обитель устройство храма-часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божьей Матери. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует стража» (Псал. 126). Если бы не было благословения Божия к месту сему святому, избранному от лет древних, то не было бы и сего храма на месте сем. Без благословения Божия не увенчались бы успехом все наши труды и усилия по созданию сего храма-часовни в память трехсотлетия царствования Дома Романовых на всероссийском престоле, ибо «блажен только тот народ, у которого Господь есть Бог, - племя, которое Он избрал в наследие Себе» (Псал. 32).

Под редакцией Александры Маловой

Использованы материалы газеты «Известия по Казанской Епархии» за 1914 год, статья протоиерея Александра Зеленецкого «Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования Дома Романовых».



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами