Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Публикации

 

 

 

 

 

 

 

 





Публикации

Память Святых Апостолов Петра и Павла.

11.07.2007

В один день Церковь празднует память двух апостолов Петра и Павла, которые своими страданиями и мученической кончиной доказали свою веру в Христа. В Евангелии и в Деяниях святых апостолов описаны важнейшие события их жизни. Апостол Петр написал два послания, а апостол Павел четырнадцать, в них описаны правила христианской веры. Послания делают их для нас живыми, близкими. Их жизнь, их слова запечатлены в наших сердцах.

Апостол Петр старший брат апостола Андрея Первозванного, сын иудея Ионы, был родом из Вифсаиды, это малоизвестный галилейский городок Палестины. До призвания Господом Иисусом Христом, носил имя Симона, был женат и имел дочь и сына. Человеком он был пылким, бесхитростным, бедным, безграмотным и богобоязненным. Занятием Симона было рыболовство, этим он зарабатывал для пропитания своего семейства.

Брат Симона Андрей был учеником Иоанна Крестителя, слушая проповедь учителя своего о Христе - Мессии, оставил Иоанна и отправился вслед за Христом. Затем Андрей нашел брата Симона и привел его к Иисусу. Иисус взглянул на него и сказал: «Ты Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа, что значит камень ( Кифа - слово сирийское, то же самое значит и греческое слово Петр). И в тот час Петр возгорелся любовью к Господу, уверовал в Него как истинного Христа, посланного Богом на спасение мира. Но он не покидал все еще своего дома и продолжал рыбачить, доставляя своим домашним необходимое для жизни. Брат Андрей ради престарелого отца помогал в этом Симону. Однажды, после заключения Иоанна Крестителя в темницу, Господь Иисус Христос проходил возле моря Галилейского и увидел Петра и Андрея, они опускали сети в море, и сказал им: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они все ночь ловили и ничего не поймали, Христос вошел к ним в лодку и повелел забросить сети еще раз, они послушались и поймали очень много рыбы, что даже сети порвались. Это было прообразом того, что апостолам предстояло стать премудрыми ловцами душ человеческих. После этого чуда, святой апостол Петр следует за Христом, как и брат, его Андрей и другие только что призванные ученики. Господь любил апостола Петра за его простосердечие, Он посетил бедный дом Симона, где исцелил прикосновением руки его тещу. И не отлучался апостол Петр от Господа, но неотступно находился при Нем, наслаждаясь Его лицезрением и Его словами «сладчайшими паче меда». Когда Господь воскрешал умершую дочь начальника синагоги Иаира, Он разрешил быть свидетелем Своей Божественной силы, только Петру и еще двум ученикам. Марк. 5. 37, а также во время Своей Божественной славы на горе Фавор, Петр видел преображение Господа и слышал голос Бога Отца, свыше пришедший к Иисусу. Господь очень сильно любил апостола Петра, он же каждый раз доказывал Господу свою веру в Его Божество, за что и услышал от Спасителя такие слова: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты - Петр, на этом камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ея; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Матф. 14. 17- 19. Апостол Петр крепко любил Господа, но в силу человеческой слабости, отрекся от Него три раза, когда Иисуса арестовали. А потом горькими слезами покаяния, искупал свою вину. Господь милостив к людям, которые каются всем сердцем, простил апостола Петра. Трикратное отречение от Господа он окончательно изгладил трикратным исповеданием своей любви к Спасителю, отвечая ему на Его вопрос трикратный: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» - «Господи! Ты все знаешь, что я люблю Тебя». И Христос Спаситель восстановил Петра в апостольском достоинстве, сделав его пастырем словесных овец, и вручил ему ключи Царства небесного. Иоанн. 21. 15- 17. После вознесения Иисуса Христа, апостол Петр предложил выбрать двенадцатого апостола в место Иуды, им стал Матфей. Кода же сошел Святой Дух на апостолов, святой Петр, как верховный среди апостолов, явился первым учителем и проповедником слова Божия, приобретя одним часом Церкви Христовой до трех тысяч верующих душ. При этом он обнаружили великую чудотворную силу, в храме исцелил от рождения хромого человека. Проповедуя о жизни и смерти Иисуса Христа, Петр призывал к покаянию. Сила слова его была очень велика, потому что после его проповеди очень много людей принимало христианскую веру. После очередной такой проповеди в Иерусалиме, Петра и Иоанна арестовали. Но по причине возмущения народа и отсутствие вины, их отпустили и запретили проповедовать Христа. Но Петр и Иоанн сказал им в ответ: «Судите, справедливо ли перед Богом - слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали». Деян. 4. 19 – 20.

Первые христиане жили тогда дружно и мирно, богатые люди продавали свое имущество, а деньги приносили апостолам для пополнения кассы в помощь бедным братьям. Однажды, случилось так, что Анания и его жена Сапфира продали свое имение, жена пожалела денег и уговорила мужа отдать половину, а апостолам сказать, что это все деньги. Апостол Петр силою Святого Духа узнал об этом и сказал Анании: «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею, не в твоей ли власти находилось? Для чего ты это положил в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу». Услышав эти слова, Анания упал и умер, когда пришла его жена, ее спросили: «За какую сумму они продали земли? » Она солгала и также упала замертво, как и ее муж. Они были наказаны за святотатство и ложь Святому Духу. (Деян. 5. 1 – 10) Апостол Петр исцелял больных, калек, изгонял бесов из людей, но не только руки исцеляли, тень Петра подавала исцеление. Первосвященники, переполненные зависти, за то, что люди слушали апостолов и верили во Христа, арестовали их и заключили в народную темницу. Но Ангел Господин ночью освободил апостолов. После апостол Петр и Иоанн проповедовали Слово Божие в Самарии, когда вернулись в Иерусалим, Петр отправился в Лидду, где он исцелил человека по имени Еней. Который восемь лет лежал не поднимаясь. Далее отправился в Иоппию (древний город в Азии ), там он воскресил умершую девицу Тарифу. Верховный апостол Петр первый открыл двери язычникам, крестив, в Кесари римского сотника Корнилия и его семью и других язычников. Из Кесарии апостол Петр вернулся в Иерусалим, где правил Ирод Агриппа 1, внук Ирода 1 Великого, он убил, мечем Иакова брата Иоанна, схватил святого Петра и приковал двумя цепями, но Ангел Господин ночью освободил его. И осмотревшись, Петр пришел в усадьбу Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Он рассказал им о своем чудесном избавлении. Ирод же поискал его и не нашел, осудил стражей и велел, казнит их. Потом Петр отправился в Кесарию, где поставил епископа из пресвитеров следовавших за ним, затем отправился в Антиохию, там он исцелил много больных людей и поставил епископов. Апостол Петр побывал и других местах Малой Азии, где исцелял, крестил людей и ставил им епископа. Так постепенно он пришел в Рим. Здесь он проповедует веру Христа, и множество народа приняло крещение, а также разоблачил волхва Симона, который колдовскими чарами смущал народ. Царь Нерон, который правил в то время в Риме, очень любил волхва Симона и, узнав о его позорной кончине, разгневался на Петра и хотел убить его. Но исполнил свое злобное намерение относительно Петра, лишь спустя некоторое время. После смерти волхва Симона Петр был в Риме не долго, обратил многих, крестил, утвердив Церковь, поставил епископа и отправился в Тарракину (древнее иберское поселение на вост. берегу Испании). Апостол Петр побывал еще во многих городах и странах, в Африке, Египте, Британии, проповедуя Христа, он крестил людей и основывал церковь, и ставил им епископов. В 67 году от Рождества Христова, апостол Петр пишет свое соборное послание христианам. Когда Петр находился в Британии, ему было явление ангела, он сказал: «Петр! Приблизилось время твоего отшествия из этой жизни. Тебе должно идти в Рим, где, претерпевши крестную смерть, ты получишь достойное воздаяние от Христа Господа». Возблагодарив Бога, святой Петр после явления оставался несколько дней в Британии, утверждая церкви, поставляя епископов, пресвитеров и диаконов. В двенадцатом году правления Нерона он пришел в Рим и поставил, как помощника в церковном управлении, епископом Климента. Петр в Риме продолжал проповедь, и многие знатные люди принимали крещение. Были у царя Нерона две очень красивые жены, он любил их больше всех других наложниц. Приняв святое крещение, жены стали вести праведную жизнь и перестали повиноваться похотным желаниям царя. Нерон разгневался, вспомнил смерть любимого волхва Симона, он приказал схватить апостола Петра и казнить его распяв на кресте. 29 июня ( по старому стилю, по новому 12 июля) в 67 году от Р. Х. апостол Петр был распят. Он просил, что бы его распяли вниз головой, почитая этим Господа своего, желая под ноги Его преклонить свою голову. Он считал недостойным себя умереть с Иисусом Христом одинаковой смертью. Апостола Петра схватили приблизительно на 75 году жизни, его ученик святой Климент, выпросил тело Петра и похоронил с честью в Риме. Над его гробницей была поставлена прекрасная церковь.

Святой апостол Павел, прежде апостольства имел имя Савл – это еврейское имя, значит «желанный»; «вымоленный». Павел – это имя римское, значит «малый». Некоторые ученые считают, что он был долгожданным ребенком, перворожденный сын и получил два имени сразу, как римский гражданин по отцу. А святитель Дмитрий Ростовский, следуя мнению св. Златоуста, Амвросия и др., думает, что Савл при самом крещении переименован, был в Павла. В книге Деяний Апостольских нет никакого сведения, когда и по какой причине совершилась эта перемена. Он был родом из Тарса Киликии, имел римское гражданство, которое было дано его предкам. Савл приходился родственником первомученику Стефану, вероятно вместе с ним был послан родителями в Иерусалим для изучения закона Моисеева, там он был в числе учеников славного в Иерусалиме учителя Гамалиила. Товарищем по учебе и другом его был Варнава, ставший потом апостолом Христовым. Савл основательно изучал закон отцов, вступил в партию фарисеев, в то время апостолы распространяли благовестие Христово в окрестностях Иерусалима. Фарисеи и саддукеи отвергали учение апостолов, ненавидели и преследовали проповедников Христовых. Ненавидел святых апостолов и Савл, издевался над Варнавою, который уже стал апостолом Христовым, кода же побивали камнями Стефана, Савл не только не пожалел родной крови, невинно проливаемой, но и одобрял убийство и сторожил одежды иудеев, поражавших Стефана. После этого он выпросил себе полномочия и выслеживал христиан, и бросал их в темницу. Ему было не достаточно гонений в Иерусалиме, и он отправился в Дамаск с письмами первосвященника синагоги, что бы и там, кого найдет из верующих во Христа, мужчин и женщин, связывать и приводить в Иерусалим. Когда Савл приближался уже к Дамаску, вдруг осиял его свет с неба, внезапно, сильно и ослепительно, что он упал на землю. И то же мгновение услышал голос, говоривший ему: - «Савле, Савле, что ты гонишь меня?». Он же полный изумления спросил: - «Кто ты, Господи?» Господь же сказал: - «Я Иисус Назарянин, которого ты гонишь...» Савл спросил: - «Что я Господи, должен делать? » и Господь сказал: - «Вставай и иди в Дамаск, там тебе расскажут обо всем и что тебе делать». В ужасе были воины, которые шли вместе с Савлом, пораженные ярким светом они слышали голос, но ни кого не видели. По повелению Господню Савл поднялся с земли, открыл глаза и ни кого не видел, ослепли глаза телесные, но начали прозревать глаза духовные. Проводники и помощники Савла повели его за руки и привили в Дамаск. Там он пробыл три дня, ни чего не видел, в чувстве раскаяния ни ел, ни пил, а только молился, что бы Господь открыл ему свою волю. В Дамаске был святой апостол Анания, которому явился Господь и велел отыскать Савла и просветить телесные глаза его прикосновением руки, а душевные – святым крещением. Святой Анания выполнил повеление Господа, и глаза Савла прозрели, он принял крещение и исполнился Духа Святого, посвящающего его в апостольское служение, и переименован был из Савла в Павла. И немедля стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. И все слышавшие и видевшие это поражались мысленно этой перемене гонителя Церкви. А Павел все сильнее укреплялся в вере и приводил в замешательство иудеев, живущих в Дамаске, доказывая им, что Сей есть Христос ( т.е. обетованный Мессия). Иудеи, наконец, воспылали гневом и решили убить Павла. Они сторожили его у городских ворот днем и ночью, что бы ни убежал от них. Но христиане помогли Павлу, они спустили его в корзине, ночью из окна дома, примыкавшего к городской стене. И Павел отправился в Иерусалим, пришедши, он, старался присоединиться к ученикам Господа, но они боялись его, не веря ему. Апостол Варнава, увидел Павла и убедившись в его обращении ко Христу, обрадовался, взял за руки и отвел к апостолам. Однажды, стоя в церкви и молясь, Павел неожиданно пришел в исупление, он увидел Господа. Господь сказал ему: «Поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства обо Мне». Павел же сказал: «Господи! Им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах. И, когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды убивающих его». И сказал ему Господь: «Я пошлю тебя далеко к язычникам». Деян. 22. 17- 21. После своего видения апостол Павел уходит в Кесарию, потому что иудеи разъярились и хотели убить его. А потом морем отправился в Тарс, туда по внушению Духа Святого пришел апостол Варнава и они вместе отправились в Антиохию Сирийскую, пробыв там год они обратили многих ко Христу. Затем они отправились на остров Кипр, здесь они проповедовали слово Божие и прошли весь остров. На этом острове был правителем проконсул Сергей Павел и при нем находился волхв, по имени Елима он имел сильное влияние на правителя. Однажды проконсул призвал Варнаву и Павла, желая услышать от них слово Божие. А Елима волхв, противился этому, стараясь отвратить проконсула от веры. Святой Павел, исполнившись Духа Святого, и устремив взор на волхва, сказал: «От исполнения всякой лести, и всякой злобы, сын диавола, враг любой правды, не перестанешь ли развращать пути Господни правые; и ныне эта рука Господня на тебя и будешь, слеп, не видя солнца до определенного времени». И в тот же миг волхв ослеп, а проконсул и много народа видело это, и уверовали, дивясь учению Господню. Еще одно чудо апостол Павел совершает в Листре, он там исцеляет хромого человека от рождения. Это так поразило людей, что они стали называть апостолов богами и хотели им принести жертву. С большим трудом им удалось уговорить народ не приносить им жертв, и что они не боги, а простые люди. И лучше придти к ним и послушать их о вере Христовой. Тем временем в Листру пришли иудеи из Антиохии и стали настраивать народ против апостолов, дерзко говоря, что они не говорят ни чего истинного, а все лгут, и еще хуже возбудили легковерных, и Павла, как главного проповедника, побили камнями и вытащили за город, считая его мертвым. Но Господь сохранил его и апостол Павел вернулся в город живым и здоровым, а потом вместе с Варнавою удалились в Дервию. В этом городе, проповедуя Евангелие, они пробрили много учеников, рукоположили им пресвитеров к каждой церкви, удалились в другие места: побывали в Македонии, Солуне и Афинах, со своими учениками Силой и Тимофеем проповедовали слово Божие в Коринфе и Эфесе. В Эфесе апостол Павел проповедовал слово Божие почти три года. После отправился в Иерусалим, по дороге заехал в Кесарию, там его умоляли не идти в Иерусалим. Но апостол пошел туда, и по прибытии его посадили в темницу. Однако он оправдался перед иудейским синедрионом, они отправили его в Кесарию, где Святой Павел находился в заключении два года. После суда у царя Агриппы, по требования самого Павла, его отправляют на суд к кесарю в Рим. Корабль, на котором он плыл в Рим, утонул, но Господь спас Павла и всех людей плывших с ним. А когда апостол Павел прибыл в Рим, ему позволили жить особо с воином, который его сторожил. Деян. Гл. 26- 28. И жил Павел в Риме целых два года, и принимал всех приходящих к нему, проповедуя Царствие Божие, после его отпустили, потому что не было за ним ни какой вины. И выйдя из Рима, святой Павел отправился в западные страны проповедовать, озарив их светом святой веры, и предвидя приближающуюся страдальческую свою кончину, святой апостол опять возвратился Рим. О времени страдания апостола Павла неодинаковы у церковных историографов. Одни говорят, что он пострадал в один год с апостолом Петром, за волхва Симона, которого одолеть помогал он Петру. Другие говорят, что спустя год, в тот же день и месяц, когда был распят святой Петр. Причиною гибели апостола Павла было то, что он, проповедуя, наставлял женщин и девиц к целомудренной и чистой жизни. Но Петр тоже пострадал из за любимых наложниц Нерона, которых он обратил ко Христу. А так как Павел святой тоже жил в Риме в тоже время, когда и Петр, то легко могло быть так, что святой Павел помог святому Петру победить волхва Симона, во время своего первого пребывания, и когда пришел во второй раз в Рим, снова с святым Петром единодушно проповедовали и наставляли мужчин и женщин к целомудренной и чистой жизни. И таким образом святые апостолы возбудили ярость нечестивого и развратной жизнью жившего царя Нерона, который осудил их обоих на смерть, казнил Петра, как иностранца, распятием, а Павла, как римского гражданина ( его нельзя было казнить позорной смертью ), усечением главы, если не в тот же год, то в один и тот же день 12 июля по нов. стилю. Когда Павлу усекли голову, из раны потекла кровь с молоком. Ученики апостолов похоронили тело Павла вместе с Петром в одном месте.

Так скончались избранники Господни, учителя народов, всемирные проповедники, великие подвижники и страдальцы, претерпевшие и на своих телах язвы Господа своего Первоверховные апостолы Петр и Павел. Перейдя из церкви воинствующей в церковь торжествующую, при радостном благодарении, и ныне они славят Отца и Сына и Святого Духа, единого в Троице Бога. И мы увенчаем хвалебными венками Петра и Павла, одного как первого среди апостолов, другого – что больше всех потрудился.

Празднование в честь памяти Первоверховных апостолов Петра и Павла было установлено еще в апостольские времена и с 4 века празднуется всей христианской церковью. Во времена правления Константина Великого, в честь памяти святых апостолов Петра и Павла, в Риме и Константинополе были построены храмы. Кроме тог, в память святых апостолов был установлен пост, названный Петровским. Начинается он после Троицкой недели и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святых апостолов. На следующий день после празднования святых Петра и Павла, Церковью установлен праздник Собор святых и всехвальных 12 апостолов, независимо от того, что память каждого празднуется отдельно в течение года.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами