Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Публикации

 

 

 

 

 

 

 

 





Публикации

Память мучеников Фотия и Аникиты.

25.08.2009

 Святые мученики Аникита и Фотий (его племянник) были родом из Никодимии. Аникита был комитом (военным сановником). Когда император Диоклетиан установил на площади в Никодимии мечи, сечки, рожны, железные когти, сковороды, колеса, котлы и другие орудия мучений для устрашения христиан, Аникита, исполнившись ревности по Боге, явился к правителю и безбоязненно исповедал Христа Богом и Сыном Божиим, сказав: “Твои мучения, царь, нисколько нас не устрашают. Для нас муки – ничто, и мы, христиане, никогда не поклонимся бездушным идолам”.
          Император приказал тотчас отрезать святому язык, но он и после этого продолжал говорить ясно, славя Христа. Тогда его подвергли жестокому избиению воловьими жилами и били так долго, что обнажились кости. Мученик же не переставал проповедовать собравшемуся народу, что Христос – единый Истинный Бог. После этого Диоклетиан приказал выпустить на святого Аникиту огромного льва, который с грозным ревом бросился на мученика. Приблизившись к нему, стал ласкаться, а затем лапой, как губкой, вытер пот, выступивший на челе и щеках святого.
          Аникита громко славил Господа и просил у Него помощи. После этой молитвы произошло сильное землетрясение, так что разрушилось капище Геркулеса и часть городской стены, под развалинами которых погибло много язычников. Император приказал отсечь святому голову, но палач, занесший меч, упал без чувств. Тогда Аникиту стали колесовать и палить огнем, но колесо остановилось и огонь угас. Мученика бросили в котел с оловом, но олово остыло, как только святой прикоснулся к котлу. Так Господь хранил Своего раба для утверждения многих.
          Племянник Аникиты, Фотий, приветствовал страдальца на глазах всего народа, а затем обратился к императору: “Постыдись, идолопоклонник, боги твои – ничто!”. Меч, занесенный над новым исповедником, поразил самого палача. Мучеников посадили в темницу. Через три дня Диоклетиан стал уговаривать их: “Поклонитесь богам нашим, и я прославлю вас и обогащу”. “Честь твоя и богатство твое останутся с тобой на твою погибель”, - был ему ответ. Мучеников подвергали еще многим истязаниям: строгали железными когтями, поливали раны уксусом с солью, опаляли огнем, привязывали за ноги к диким коням, три года томили в темнице, держали в раскаленной бане, но не могли повредить.
          Наконец, Диоклетиан приказал разжечь огромную печь, чтобы сжечь в ней святых и всех обнаруженных христиан. Многие из их числа, воодушевленные подвигами Фотия и Аникиты, сами, вместе с женами и детьми, направились к печи, восклицая: “Мы – христиане и почитаем единого Бога!”. Все они скончались с молитвой на устах. Несмотря на кончину, тела святых Аникиты и Фотия не пострадали от огня и даже волосы их остались неопаленными. Видя это, многие язычники уверовали во Христа. Святая Церковь чтит мучеников Фотия и Аникиту и как целителей.
          В чем же заключалась причина безграничного мужества святых мучеников в перенесении страданий? Чем объясняется их дивное терпение?
          Размышляя об этом, мы находим, что первой их опорой в перенесении ужасных мучений во имя Спасителя была живая, твердая вера во Христа как Бога. При такой вере как было святым не решиться на все ужасы мучений, когда исповедуемому ими Христу противопоставлялись ложные боги, когда заставляли отрекаться от Спасителя? “Да и все почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа” (Фил. 3,8).
          С уверенностью в Божестве Христа в сердце мучеников возгоралась любовь к Нему, любовь пламенная, ревностная. А с такой любовью что значили для них все угрозы и обольщения гонителей? Бесконечные совершенства Христа, открываемые христианской верой, до того пленили сердца исповедников, что Христос стал единственным постоянным предметом их желаний, стремлений, помышлений и действий. Они так крепко привязывали их ко Господу, что никакие силы не могли отвлечь их от Него, разделить с Ним. Как вещает апостол Павел, также принявший за Христа мученическую смерть: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? …Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим. 8, 35, 38-39).
          Сверх живой веры в Христа и пламенной любви к Нему, крепкая надежда на воздаяние за временные страдания и скорби вечными радостями и покоем делала для исповедников веры не страшными, терпимыми и даже желанными все истязания, изобретаемые мучителями. Святая великомученица Екатерина на угрозы императора Максимина покрыть ее тело ранами ответила так: “Делай, что угодно, но знай, что временным бесчестием исходатайствуешь мне вечную славу; тело мое пострадает только временно здесь, но там на небе будет покоиться вечно”. Такой взгляд на страдания имели и святые Фотий и Аникита, потому они и не страшились их.
          Наконец, особым укреплением в мученическом подвиге для святых было Божественное утешение и помощь. Каждый мученик за Христа имел такое благодатное утешение, проливаемое на их сердца либо таинственно, либо через видимое явление небесного ангела или Самого Христа. “По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше” (2 Кор. 1,5), - свидетельствует апостол Павел.
          В наше время за исповедание Христа, за последование Его учению нас не подвергают побоям, терзаниям, но и сейчас христиане являются мучениками и исповедниками веры Христовой. Почему?
          По словам святителя Димитрия Ростовского, как и в те времена, когда нечестивые, неведающие Бога люди поклонялись бездушным идолам, было бесчисленное множество святых мучеников, проливавших кровь за Христа, так и в наше время, когда в нравах господствует идолопоклонство, то есть служение греху, истинные христиане должны из любви ко Христу быть мучениками, хотя бы и без пролития крови. Они должны постоянно умерщвлять в себе страсти, должны умирать для греха. И как привычный грех – это наш любимый идол, так и сопротивление греху – это мученический подвиг. Мучитель тут - наше грехолюбивое естество, или греховная привычка, или сам искуситель – дьявол. Слуги мучителя – нечистые помыслы, влекущие ко греху, или люди, склоняющие, соблазняющие нас на грех. Вот как каждый христианин может стать мучеником за Христа. Пусть и не прольет он своей крови, как прославляемые ныне святые мученики, но так же, как и они, сподобится мученического венца.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами