Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Публикации

 

 

 

 

 

 

 

 





Публикации

Память святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

17.07.2010

Первые годы царствования императора Николая II были благоприятными и, казалось, обещали России процветание. Император выступил с инициативой созыва международной конференции мира, которая была проведена в Гааге в 1899 году. Конференция определила принцип мирного разрешения международных конфликтов. Сколь же трагичным оказалось то, что на его долю выпало вести кровопролитные войны.

В правление Николая II Россия неуклонно становилась великой индустриальной державой: за 20 лет производительность русской промышленности увеличилась вчетверо. Россия являлась тогда кормилицей всей Европы: в 1913 году урожай хлеба у нас был на треть выше, чем в США, Канаде и Аргентине вместе взятых. Росло народонаселение. Российский рубль был подлинно золотым, ведь денежное обращение более чем на 100 процентов обеспечивалось золотой наличностью.

Служение народу император воспринимал как свою священную обязанность, к подданным относился как любящий отец. В исторической памяти сохранилось множество случаев особенно трогательного отношения государя к простым людям. Царь обладал высочайшим правом помилования приговоренных к смертной казни и нередко пользовался этим правом. Однажды, он даже отправил помилованного государственного преступника в Крым лечиться, снабдив его деньгами. К России Нико-лай II относился не сентиментально, но религиозно: служение Родине для него не отделялось от служения Богу.

Исключительно много святой император сделал для Православной Церкви. При нем число храмов и монастырей увеличилось более чем на десять тысяч. В его царствование было прославлено восемь святых, в числе которых великий чудотворец и молитвенник преподобный Серафим Саровский. Сразу после кончины святого Иоанна Кронштадтского, царь предсказал, что батюшка Иоанн впоследствии будет прославлен и установил день молитвенного поминовения кронштадтского пастыря.

У царственной четы было четверо горячо любимых дочерей, но России нужен был наследник престола. Государыня усердно молила Бога о ниспослании сына, и после посещения Сарова, в дни торжеств прославления преподобного Серафима, Господь внял мольбам святой императрицы. Наследник родился в 1904 году, но радость длилась недолго. Вскоре обнаружилось, что царевич Алексей болен страшной неизлечимой болезнью – гемофилией.

В феврале 1917 года, воспользовавшись отсутствием государя в столице, усилила свою деятельность оппозиционная аристократия. При дворе стали поговаривать о целесообразности дворцового переворота. Телеграммы с требованием отречения императора присылали многие командующие фронтов. И когда произошел февральский переворот, даже ближайшее окружение Николая II стало уверять его, что отречение спасет Россию. Перед лицом измены государь пожертвовал собой. Это случилось 2 марта. “Нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага и для спасения России. Посему я готов отречься от престола”, - такую телеграмму царь дал председателю Думы.

Вскоре государь с семьей оказался под стражей в Царском Селе. Узники уповали только на волю Божию, и Господь помогал им до конца хранить душевный мир. 31 июля начался мученический путь царской семьи: они были отправлены в Тобольск, а оттуда в Екатеринбург. В страданиях дух царственных мучеников возрастал и крепнул. “Путь Божий есть ежедневный крест”, - записала в свой дневник царица слова преподобного Исаака Сирина. И еще высказывание из Макария Великого: “Христиане должны переносить скорби и внешние и внутренние брани, чтобы, принимая удары на себя, побеждать терпением. Таков путь Христианства”. То же настроение – в стихотворении, которое великая княжна Ольга переписала в начале 1918 года.

В ночь с 17 на 18 июля 1918 года за ними пришли и отвели в подвал Ипатьевского дома, в котором содержали. В сопровождении солдат вошел комиссар Юровский и объявил о предстоящем расстреле. Государыня успела перекреститься; она была убита сразу, как и государь. Дольше всех мучились царевич Алексий и великая кня-жна Анастасия: пули не принесли им смерти и солдаты добивали детей штыками. Доктор Боткин и трое слуг разделили участь царской семьи.

Злодейское убийство ни в чем не повинных людей, среди которых были ребенок и четыре молодых девушки, - уже само по себе страшное преступление. Но Екатеринбургскую трагедию называют убийством XX века и считают исторической катастрофой все же по особой причине. Николай II был не просто прекрасным человеком и истинным христианином – он был помазанником Божиим. Поэтому убийство Государя и его семьи – страшное святотатство, навлекшее Божий гнев на Россию и имевшее для ее судьбы роковые последствия.

“Еще более должно нас поражать и удручать бесчувствие самого русского народа, с каким он отнесся к страдальческой кончине своего Государя. Когда его невинная кровь, соединившись с кровью его супруги и юных детей, пролилась в мрачном подвале Ипатьевского дома, это потрясающее событие, от которого, казалось, могли содрогнуться самые камни, не вызвало ни ужаса, ни острой скорби в толще русского народа, почти не заметившего его в шуме общих потрясений революции. Царь-Мученик остался неосетованным и неоплаканным своими подданными” (митрополит Анастасий (Грибановский).

Совершенно ясно, что русский царь связан неразрывными нравственными, духовными узами с русским народом: что благополучие, благоденствие и слава русского царя – это благополучие и всего русского народа, что страдания и мучения царя – это скорбь и страдания всего народа. Очевидно, также, что эта жертва, принесенная царем Страстотерпцем и его семьей, является искупительной жертвой за русский народ и, как сказал современник тех событий, “если наш мир еще будет существовать, если не приблизилось еще время второго пришествия Христа, если России суждено возродиться, то основанием ее новой жизни будет мученический подвиг царя Страстотерпца”. Вознесем же молитвенное воздыхание к святому царю и будем просить о прощении за все причиненные ему скорби, будем умолять, чтобы испросил у Господа милость и помилование любимой им России.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами