Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Покров Пресвятой Богородицы

 

 

 

 

 

 

 

 





Покров Пресвятой Богородицы

Проповедь в день Покрова Божией Матери.

13.10.2007

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Вот и ныне, в сегодняшний день, в день светлого и радостного праздника Покрова Божией Матери, мы с вами снова слышали то Евангелие, которое читается почти всегда в богородичные праздники - повествование о том, как Господь наш Иисус Христос посетил дом Марфы и сестры ее Марии.

Евангелие это хорошо известно, вероятно, большинству из нас. Я хочу обратить ваше внимание на то, что в этом Евангельском повествовании устанавливается устами Самого Спасителя вечный принцип о том, что духовное выше материального, что вечное выше и ценнее, чем земное и временное.

Вы знаете хорошо это повествование; знаете о том, как, хлопотала Марфа, усердная и радушная хозяйка, чтобы принять, как должно, и угостить, как должно, Того драгоценного святейшего Гостя, Который благоволил войти под ее кров. Никто не может поставить в укор Марфе ее гостеприимство и радушие, ибо, какая бы хозяйка не хотела, как должно, принять Гостя? Но ошибка Марфы была в том, что хлопоча и заботясь по хозяйству, она решила, что это - главное.

Когда она увидела, что сестра ее никакого участия в ее трудах не принимает, а только сидит у ног божественного Гостя и слушает Его слово, в то время как она в своих хлопотах забегалась окончательно, - она возмутилась и даже с полу упреком сказала Спасителю: "Господи, разве Тебе дела нет, что сестра моя все это оставила на меня?" (Едину мя остави служити - по славянски). И дальше - прямо требует от Него содействия, говоря: "Рцы убо ей, да ми поможет" (Скажи ей, чтобы она мне помогла).

Известен ответ ей Спасителя, Который мягко и деликатно и, вместе с тем, категорически отстранил ее требование; сначала Он указал ей на то, что она слишком много хлопочет, а нужно - одно, а потом прямо ответил на ее требование: "Мария же благую часть избрала (не ты, Марфа, а - Мария), яже не отымется от нея" (т.е. просьба твоя не будет исполнена: та часть, которую избрала Мария, от нее не отнимется). В этих словах Спасителя, конечно, есть и намек самой Марфе на то, что не мешало бы ей окончить поскорее эти хлопоты, и сделать то же, что сделала Мария - послушать вечные глаголы Божественной Правды.

Недавно пришлось мне читать в местной газете, как один теперешний умник-мудрец, мудрый в своих глазах, в газетной статье упомянул об этом евангельском событии и заявил, что Христос одобрил "праздное времяпровождение Марии." Сразу видно, как много писавший понимает в этом деле... Мария сидела праздно!

Мария свою душу питала глаголами жизни вечной. Это - та вода живая, о которой Господь говорил самарянке, что Он даст воду живую и кто будет пить эту живую воду, тот больше не будет жаждать вовек, но это в нем сделается источником воды, текущей в жизнь вечную. И вот эту-то живую воду впитывала в себя верующая, преданная, любящая душа святой Марии, а человек "умник" говорит, что она проводила время праздно!

Будем помнить, что здесь установлен определенный принцип, что духовное - выше материального. По этому принципу, помните: все, что касается Церкви и церковности - важнее всего.

У нас, к сожалению, сплошь и рядом, бывает не так. Даже и верующие люди все церковное отводят куда-то на задний план. Когда их спрашивают: "Почему вы не были в церкви?" - они отвечают: "Некогда было." Когда спрашивают: "Почему вы так долго не говеете?" - "Времени нет." Т.е. другими словами, от Господа Спасителя, Который к нам приближается в Своих церковных молитвословиях, в жизни церковной, а наипаче - в причащении св. Таин, мы отстраняемся, потому что у нас "времени нет..."

Когда человек торопится куда-либо на службу или по делам, и торопится на аэродром, он не опоздает; только в случае какой-то неожиданной для него и независящей от него причины может опоздать. А когда нужно придти в церковь, он не может, не успевает. Что-то другое оказалось для него важнее и заняло то место и время, которое нужно было отдать Церкви. Сплошь и рядом у нас бывает так.

Так вот, будем помнить, что духовное выше материального и что все, что касается Церкви, что к Церкви относится, имеет первостепенную важность. Мелочей тут нет и быть не может.

Церковь есть Дом Божий. И все, что находится в Церкви, принадлежит, прежде всего, ее святейшему и божественному Хозяину и Владельцу - Господу Богу, Владыке всего существующего, и поэтому в Церкви - все важно.

Что бывает в наших храмах, когда идет служба Божия? Почти всегда видно, как разговаривают, беседуют (иногда собирают облачения в алтаре, когда служба еще не кончилась). И много, много - таких случаев, когда видишь, что настоящая церковность тут отнюдь не стоит на первом месте. Когда совершается богослужение и молитва, человек, присутствующий в Божием храме, должен весь отдаться молитве, а не заниматься чем-то другим, хотя бы и относящимся к богослужению.

Так же должно быть и в личной, частной жизни человека. Иной говорит: "Молиться нет времени, весь день занят и даже на ночной отдых остается мало времени." Но не напрасно говорил святитель Феофан: "Никогда не отговаривайся тем, что для молитвы у тебя времени нет. Значит ты не любишь Бога, не любишь молитву, значит у тебя что-то другое важнее оказалось..."

Тот, кто, действительно, стремится к Богу и стремится к молитве, никогда молитву не отменит из-за чего бы то ни было другого. Святитель Феофан говорил так: "Помни, что молитва - царица. Вот пред нами переполненный дом; войти, как будто, нельзя - нет места. Но приблизилась царица и входит - все расступаются, дорога ей открывается, она всюду идет свободно. Так, говорил святитель, должно быть с молитвой. Она - царица. Берегитесь, чтобы место царицы не занял кто-то из подчиненных ей."

Много ли, мало ли мы молимся, но мы должны помнить, что минуты молитвы - главные минуты в нашей жизни, и никоим образом нельзя это время, эти минуты занимать чем-то другим. И только тогда, когда человек все церковное, все к Богу и к Церкви относящееся будет ставить на первое место, только тогда он сможет жить и действовать, как истинное чадо Церкви, как настоящий православный христианин, и только тогда у него, как говорил о. Иоанн Кронштадтский, "все встанет на свое должное место." Аминь.

Митрополит Филарет (Вознесенский)



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами