Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Вопросы священнику

 

 

 

 

 

 

 

 





Версия для печати

07.04.2008 21:47:13 Андрей, Казань
Здравствуйте. Объясните пожалуйста как соотносится заповедь “Не убий”, со службой в армии, защитой отечества, требующее убийства врага, насилия, жестокости. Как православному христианину служить в армии?


Уважаемый Андрей! 

Война – это действительно диавольское изобретение, но священным долгом каждого человека является защита своей родины перед лицом агрессии. Оборонительная война священна, т.к. цель ее защита своей Родины, своих устоев, своей религии от захватчиков.

Убийство, каким бы оно ни было, всегда является грехом, и ратники, вернувшиеся с войны, действительно должны были приносить покаяния за убийства на поле сражения. На них даже возлагалась епитимья. Но с другой стороны, как уже было сказано, защита Родины – это священный долг каждого, и Церковь всегда благословляла своих защитников и увековечивала их память в своих молитвах к Богу.

Действительно, ярлык “враг” не дает право поступать с человеком, как с насекомым, даже если он фашист, ведь среди этих людей было много обманутых и заблуждающихся. Но действия государства по отношению к пленным не всегда являются правильными – это нельзя оправдывать и об этом нужно говорить.

Действительно, “Не убий” - значит, сделай все, что можно, чтобы не убивать. Потому что убивать - плохо. Не мы даем жизнь, не нам ее и забирать. Но как быть, если не все живут по Заповедям Божиим, если убить человека для некоторых – это все равно, что орешки пощелкать, если совесть их молчит, если стон умирающего человека не трогает их души, если крик о помощи вызывает улыбку, как быть с такими людьми, как их остановить?

Редактор.

Совет поступающим в воинскую службу

 Когда у нас наступает время набора в воинскую службу, то обыкновенно большая часть тех, которые готовятся поступить в нее, проводит время крайне неблагопристойно. Пьянство, песни, драки, всевозможные бесчинства видны и слышны повсюду. Раз­гул этот настолько доселе всегда был широким, что даже вошел в пословицу. «Гуляет как рекрут», — обыкновенно говорят про че­ловека, который падает в глубину зол. Братие, идущие на службу царю и отечеству! Так ли вам поступать должно? Не есть ли она дело святое и Божие? Поистине так. А где дело Божие, там разве место разгулу, скверне, бесовскому служению?

Нет, братие, там должно вести себя го всяким благоговением и страхом Божиим; ибо сказано: Проклят всяк, 'творяй дело Божие с небрежением (Иер. 48, 10). Помните притом, что, поступая в во­инскую службу, вы вместе с тем ставите на ставку саму жизнь вашу; не сегодня, так завтра вас могут послать против врагов, и жизнь ваша будет висеть на волоске. А если так, то ужели вы думаете, что Бог станет вашим защитником, когда вы, как теперь, непомерно будете нехристианским поведением оскорблять Его величество? Нет, братие, если хотите сохранить себя на войне и воз­вратиться здоровыми и невредимыми, то ведите себя целомудренно, поборайте в себе нечестивые страсти, имейте в сердце страх Божий. В противном случае милости Божией не ждите.

Преподобный Николай, память которого св. Церковь совершает в 24 день декабря, до поступления своего в монашество служил в греческом войске. Человек он был богобоязненный, благочестивый, целомудренный, что раз и доказал самим делом. Находясь некогда в походе против болгар, он остановился однажды на ночлег в гостинице и тут был склоняем на грех дочерью гостиника. Поборов в себе нечистую страсть, он представил смущавшей его всю мерзость ее поступка и отклонил ее от греха, а в заключение сказал ей: «Не видишь ли, что я иду на кровопролитную брань; подумай же: могу ли я теперь осквернять себя и прогневлять Бога? Оставь». И затем, вставши с постели и помолившись Богу, отправился в путь. В следующую ночь во сне ему представилось следующее: увидал он себя в некотором прекрасном месте и около себя сильного и величественного мужа, который сказал ему: «Посмотри вокруг меня и скажи, что увидишь?»

-  Ей, Господи, - отвечал Николай, — вижу с одной стороны, что греки болгар рубят.

-  Посмотри, - сказал затем явившийся, — с другой стороны: там что?

-  Там, - сказал Николай, - секут греков болгары.

Битва после сего казалась как бы оконченною, и явившийся продолжал:

-   Посмотри внимательнее на поле битвы: не найдешь ли на нем особенное что?

Николай стал вглядываться и увидал, что вся земля сплошь покрыта была мертвыми телами, и только одно место среди них оставалось пустым, и то столь малое, что, казалось, оставлено было для одного только человека. Явившийся сказал:

  Что ты думаешь об этом?

  Невежда и препрост я, Господи, не понимаю, — отвечал Николай.

Явившийся сказал:

  Свободное место между мертвыми твое место; на нем, если бы тебя убили, и ты должен лечь с другими. Но так как в прошедшую ночь ты сохранил свое целомудрие и победил блудного змия, то тем сам себя избавил от смерти и с телом вместе душу спас.

Видение кончилось. Вскоре после этого начались битвы у греков с болгарами, и сначала победа была на стороне первых; затем болгары начали бить греков и побили их великое множество; осталась самая ничтожная часть. Между спасшимися был Николай. Возблагодарив Бога за свое спасение и оплакав падших товарищей, он водворился в монастыре и всю остальную жизнь провел единственно в служении Господу.

Вот вам, братие, пример того, как должен поступать истинный христолюбивый воин.

(Из «Душеполезного чтения»)

© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами